Фестивальная революция

Культура
Москва, 13.08.2001
«Эксперт Урал» №15 (28)
Мировая идея проведения летних фестивалей витает в уральском воздухе

На Урале летом культура традиционно отдыхает. Пульс ее замедляется: театры переходят на режим ремонта, число выставок сокращается - своеобразная "летняя спячка". В то время как в Европе и Америке наблюдается явное оживление. Чувствуя тенденцию, местные деятели культуры и искусства включаются в мировой фестивальный процесс. Популярный в Екатеринбурге и не только хоровой коллектив "Русские певчие" (художественный руководитель Сергей Пименов) участвовал недавно в Международном хоровом фестивале в Нидерландах.

В июле страна цветов стала еще и страной песни. В городе Арнем в день открытия крупнейшего в мире соревнования хоровых коллективов название его - "Движение песни" - в определенный момент приобрело буквальный смысл. С разных концов города хоры шли по улицам, приветствуемые прохожими, шопингующими толпами, завсегдатаями кафе, чтобы встретиться массой в две тысячи человек на центральной площади. Затем три дня жестокой конкуренции - и всеобщий праздник. Теперь в действие вступили центробежные силы: от здания, где проходил конкурс, прозванного в голландском народе "sing-hall", волны фестиваля пошли по всей стране. Хоры (в конкурсе участвовало 40 коллективов из США и Южной Африки, Сингапура и Финляндии, Чехии и Бразилии, четыре из России: Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург) ездили с концертами по нидерландской земле. Например, екатеринбуржцы, занявшие в "мужской" номинации второе место, выступали в пяти населенных пунктах. Пели в реформатской церкви, костеле, ресторане, библиотеке, даже на мировом чемпионате по конкуру, сопровождали речь министра экономики... Везде - с неизменным успехом. В Голландии любят и ценят пение. За занятия в хоре меркантильные голландцы платят немалые деньги и не бросают их десятилетиями: так, житель городка Зволле Вим Слейдеринк, директор школы флористики, поет в хоре 34 года.

Фестивалей много, но летние фестивали - понятие особенное. Не случайно о них говорят как о революции. Именно они позволяют соединить трудносоединимое: шоу и высокое искусство, культуру и бизнес.

Обычные фестивали локальны. Летние всеобщи. Это культурный "накат" на массы, в результате которого пресловутая массовая культура максимально сближается с высоким искусством: шекспировский фестиваль в Англии - исполнение Гамлета на лужайке перед пикникующими семьями; фестиваль танца в Испании - это балет на площадях. Зрительным залом становится весь город.

Об экономическом значении летних фестивалей стоит сказать особо. Вложений они, конечно, требуют, но отдачу, в том числе и экономическую, дают куда большую. Об этом говорила участница проходившего в Екатеринбурге семинара "Менеджмент в культуре" доктор Катинка Диттрих ван Веринг из Германии: "Это заблуждение, что искусство не приносит дохода и не выгодно государству". Летние фестивали, привлекающие большое количество творческих коллективов разных направлений из многих стран, туристов, оживляют экономику региона, способствуют созданию его имиджа, привлечению капитала, помогают ему "засветиться" на мировой карте. Яркий пример - история деревушки Тангенвуд близ Бостона, которую лет сорок назад облюбовали для пленэра художники. Рисовали и музицировали, собирали зрителей и слушателей, и со временем здесь возник самый мощный в мире летний фестиваль. В течение двух месяцев концерты почти каждый день. Малера, Кейджа слушает по 20 тысяч человек. Огромную массу меняющихся исполнителей и гостей нужно устроить, накормить, обслужить. Фестиваль стал крупным экономическим предприятием, приносящим немалую прибыль.

Мировую фестивальную тенденцию ощутили и на просторах России. Первым делом, само собой, в столице. Нынешнее лето началось в Москве с лицедейства - Театральной олимпиады.

Главное, было бы за что зацепиться, выстраивая идеологию фестивального праздника. На Урале такая зацепка есть - граница двух частей света. Именно это стало идейным стержнем мирового конгресса клубов ЮНЕСКО, что проходил два года назад и который можно назвать прообразом летних фестивалей. Великолепная идея в великолепном исполнении, к сожалению, оказалась сведена к политике: была пора губернаторских выборов.

О необходимости летних фестивалей говорил на страницах нашего журнала один из наиболее успешных менеджеров в культуре директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. Свой вариант предлагают скульпторы: устройство большого городского пленэра. Идея витает в уральском воздухе. Насколько возможно ее осуществление в ближайшее время? Начальник управления культуры Екатеринбурга Валерий Плотников: "Предложения нам действительно поступают. Если будут решены или хотя бы предложены пути решения финансовых вопросов, летние фестивали могут стать для нас реальностью. Хотя и традиционный День города - чем не летний фестиваль? В этом году, например, в преддверии праздника состоится концерт симфонического оркестра на главной площади города".

Нидерланды-Урал

Новости партнеров

    Реклама