Газовая атака

Андрей Пащенко
19 ноября 2001, 00:00
  Урал

На Урале грядет волна массовой газификации автотранспорта

В Башкортостане стартовала масштабная программа по переводу автотранспорта на газовое топливо. Программа, часть федерального проекта "Природный газ - моторное топливо XXI века", предусматривает открытие в Уфе широкой сети газозаправочных станций и технических центров по оснащению автомобилей оборудованием для работы на сжиженном газе, а главное - перевод на газ в 2001 - 2002 годах всего муниципального и ведомственного транспорта. Как считают специалисты, проект актуален не только для Уфы, Башкортостана или Урало-Поволжского региона, запасы нефтяного сырья в котором, сосредоточенные в основном в Башкортостане и Татарстане, истощаются. В целом в России, переживающей в последние годы падение добычи нефти и объемов нефтепереработки, использование газа как альтернативного топлива меняет многое.

В мае 2001 года администрация Уфы приняла постановление "О мерах по улучшению экологической обстановки за счет использования сжиженного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте". По информации Анатолия Канцефарова, начальника управления муниципального автотранспорта администрации, уже до конца 2001 года газобаллонным оборудованием будет оснащено 30% действующего автопарка 16 муниципальных служб Уфы. Почему именно здесь, в регионе, служившем много десятилетий главной нефтяной житницей России и до сих пор обеспечивающем работу самого крупного в России нефтеперерабатывающего комплекса, возникла идея "переключиться" на газ? Прежде всего из-за трех главных его преимуществ: наличия огромных запасов в России (намного больших по сравнению с нефтяными), цены, почти вдвое меньшей в сравнении с бензиновой, и относительно высокой экологичности, позволяющей снизить нагрузку на окружающую среду как минимум вдвое, что для Уфы, входящей в первую десятку российских городов с наиболее загрязненной атмосферой, более чем актуально.

Сегодня в Башкортостане действует девять АГЗС (всего их в 145 городах России около 200), оставшихся с конца 80-х годов, когда в СССР уже пытались начать кампанию перевода транспорта на газ. Тогда идея не прошла по технологическим причинам: сжатый газ требовал громоздких баллонов, подводило оборудование. Теперь предполагается использовать прежде всего сжиженный пропан-бутан, оборудование для которого наиболее компактно и экономично (комплект с установкой стоит в среднем 8 - 11 тыс. рублей и окупается за 4 - 6 месяцев).

В Уфе, одной из первой среди крупных российских городов начавшей перевод муниципального транспорта на газ, сумели при планировании программы избежать лишних трат из бюджета. Для строительства сети АГЗС и технических центров по оснащению машин газобаллонным оборудованием администрация города привлекла инвесторов, для чего специально учредила некоммерческое партнерство "Региональный трастовый центр". Центр, ставший генподрядчиком реализации программы, обеспечивает поставки оборудования для АГЗС и оснащения машин, закупку газовозов, наливного оборудования, организацию хранилищ для газомоторного топлива. Как сообщил генеральный директор Регионального трастового центра Рафаэль Гибадуллин, в Уфе уже открыты два техцентра по оснащению транспорта оборудованием, готовится открытие более десятка АГЗС. Главным партнером центра по поставкам оборудования для оснащения машин стала компания " Мотор-газ", инициатор создания в России Национальной газомоторной ассоциации. Газ планируют поставлять из Башкирии, Татарстана и Оренбурга.

Между тем специалисты признают: проект в Башкортостане продвигается непросто, ведь газ стал конкурентом главной "кормилицы" ведущих компаний и бюджета республики - нефти. А потому глухое сопротивление нефтяников и нефтепереработчиков инициаторы уфимского проекта на себе уже ощутили. Тем не менее инициатива находит все больше новых сторонников. В кабинете министров Башкортостана приступили к разработке проекта аналогичной общереспубликанской программы. Здесь прикинули, что это позволит снизить затраты на топливо в производственной сфере в 2 - 2,5 раза, сэкономить топливно-энергетические ресурсы, уменьшить нагрузку на окружающую среду на 15 - 20%, снизить себестоимость грузопассажирских перевозок. Основными реализаторами программы, как предполагается, станут компании " Башкиргаз", "Баштрансгаз" и Региональный трастовый центр. Не исключено, что в республике пойдут по западному пути: предусмотрят налоговые и прочие льготы субъектам, участвующим в ее реализации. Со временем перед выбором - бензин или газ - встанут, очевидно, все российские автовладельцы, ведь реализация аналогичных программ понемногу начинает разворачиваться и в Урало-Поволжье, и в других регионах страны.