Через несколько лет Россия получит сразу два завода, производящих трубы большого диаметра (ТБД). Оба проекта перешли от подготовительного этапа, на котором еще была возможность отступить, к этапу реализации: получены первые инвестиции, заказано и производится оборудование, промышленные площадки готовятся к его монтажу. Каждый завод, согласно расчетам, практически закроет потребности основного и единственного заказчика - Газпрома.
Под описание российской ситуации с трубами большого (точнее, самого большого) диаметра лучше всего подходит поговорка "то пусто, то густо". На протяжении десятилетий Советский Союз, а затем Россия ежегодно тратили не менее миллиарда долларов на закупку стратегического товара, не выпускаемого внутри страны. В 1998 - 1999-м, когда после дефолта промышленность пошла на подъем, а импортные закупки при четырехкратно выросшем курсе доллара стали крайне невыгодны, Газпром озвучил проблему предельного износа нефте- и газопроводов. И призвал крупнейшие металлургические заводы России организовать собственное производство нефтегазовых труб диаметром 1420 мм.
Неожиданно распахнувшиеся объятия Газпрома отечественный производитель воспринял с должным рвением. Предложения об организации производства ТБД поступили от девяти крупнейших металлургических предприятий, в результате пришлось создавать государственную комиссию и проводить специальный конкурс. Победителем его стал Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК; Свердловская область).
Оставшиеся за бортом с поражением не согласились. Череповецкий металлургический комбинат "Северсталь" совместно с Объединенной металлургической компанией (ОМК) приняли решение о создании альтернативного проекта по производству ТБД под названием "Альянс-1420".
Учитывая, что мировые производители ТБД с их технологиями, специально ориентированными на Россию, рынок не покинули, а Газпром объявил о намерении поддержать еще и давнего поставщика Харцызский трубный завод (Украина), становится очевидно: рынок ТБД через 4-6 лет из дефицитного превратится в перенасыщенный. А значит, привлекательность создания собственных проектов ТБД и расчеты на их моментальную окупаемость могут оказаться весьма призрачны.
Русский размер
Говорить о том, что СССР совсем не имел мощностей по производству труб диаметром 1420 мм для магистральных газовых трубопроводов, не совсем корректно. На Волжском и Харцызском трубных заводах эта продукция выпускается давно. Но ее качество и технические характеристики не вполне соответствуют потребностям Газпрома. Кроме того, добыча нефти и газа постоянно смещается на экстремальные территории - морские шельфы, север, которые диктуют собственные условия эксплуатации транспортных магистралей - при низких темпаратурах, в агрессивной среде и под большим давлением. При этом мощности Волжского трубного завода позволяют выпускать лишь тонкостенную спиралешовную трубу, Харцызский завод делает двухшовную трубу, но тоже с тонкой стенкой. И те, и другие трубы пригодны для использования лишь в южных районах и выдерживают давление в 75 атмосфер (требование Газпрома к "северным" трубам - до 150 атмосфер). Еще один нюанс: производительность этих заводов в сумме закрывает примерно 22% потребности газового монополиста. Ему необходимо 500 - 600 тыс. тонн труб диаметром 1420 мм ежегодно.
Оставшиеся 78% труб Россия импортирует из Германии, Австрии, Японии и Италии. Отметим, что 1420 мм - так называемый "русский размер". Никто в мире, кроме Газпрома, не использует трубы такой величины, и иностранные производства специально настроены на единственного потребителя. Его потеря будет означать, что производственные мощности окажутся абсолютно невостребованы: переориентировать сбыт не на кого. Поэтому едва ли будущим отечественным производителям следует рассчитывать на то, что "заграница" сдастся без боя. У нее весьма солидные козыри: опыт, высокое качество продукции (существенные претензии Газпром высказывал в свое время лишь по итальянской трубе). Что касается цены, то в условиях резко обострившейся конкуренции она наверняка подлежит корректировке. По некоторым данным, за тонну самой высококачественной немецкой или японской трубы Газпром сегодня платит 1200 - 1300 долларов, украинская или волжская труба стоят ровно вдвое дешевле - около 550 - 650 долларов.
Русский стандарт
Именно на занятие промежуточной ценовой ниши при достижении высшего мирового качества нацелены усилия обоих отечественных проектов по производству труб большого диаметра. В течение всего 1999 года шла активная борьба за выбор места площадки под строительство завода. Звездным часом для команды, отстаивающей нижнетагильский проект, известный под названием "Стан-5000", стало подписание в конце апреля 2000 года распоряжения правительства РФ 601-р о создании ОАО "Завод по производству труб большого диаметра" (ЗТБД) в Нижнем Тагиле. У общества четыре акционера: государство в лице РФФИ (25% плюс одна акция), НТМК (25% плюс одна акция), итало-швейцарская компания Duferco SA - до недавнего времени крупный акционер НТМК (30,1% плюс одна акция) и Газпром (19,9% минус три акции). Место для промышленной площадки ЗТБД решено выделить прямо на территории НТМК, что обусловлено производственной логикой: металл с комбината будет напрямую поставляться на машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) трубного завода. Кстати, именно качество металла стало одним из решающих факторов в выборе площадки: уральская природно легированная ванадием руда качканарского месторождения в сочетании с опытом нижнетагильских металлургов должны гарантировать высокое качество конечной продукции.
Что касается технологии производства, то, по замыслу авторов проекта ЗТБД, она должна быть совершеннее всех существующих в мире. Амбициозность имеет почву: ставка сделана на лучших мировых проектировщиков и производителей оборудования, среди которых известнейшие имена - SMS Demag, VOEST-ALPINE, Mannesmann и другие. Они должны изготовить оригинальное оборудование для производства толстостенных (до 40 мм) одношовных (прямой шов) электросварных труб большого диаметра с трехслойным внешним и гладкостным внутренним покрытием по всей технологической цепочке: МНЛЗ - широколистный стан-5000 - трубопрокатное и трубосварочное производства - нанесение покрытий. Именно затратами на оборудование и капитальное строительство объясняется гигантская капиталоемкость проекта - около 1 млрд долларов. Эти деньги, по словам генерального директора ЗТБД Сергея Носова, стоит затратить, чтобы надолго обогнать по качеству западных конкурентов, получить в качестве потребителя Газпром, а в перспективе участвовать в мировых тендерах на строительство нефтегазовых магистралей. Возможности для этого проект дает: из 1 млн тонн ежегодно выпускаемой трубной продукции 60% будет составлять "чисто русская" труба диаметром 1420 мм, остальное - нефтегазовые трубы 720 - 1220 мм.
Конкурент нижнетагильского проекта - совместный проект " Северстали" и ОМК - имеет преимущество по трем важным позициям. Появившись на полтора года позже (презентация "Альянса-1420" состоялась в июне 2001 года), он, как ожидается, быстрее окажется и на финишной прямой. Как с гордостью заявляют его авторы, на подготовку глобального трубного производства понадобится лишь 1001 день (2 года 9 месяцев). Уже к началу 2004 года совместное предприятие (стан-5000, принадлежащий "Северстали" (Колпино, Ленинградская область) и мощности ОМК на Выксунском металлургическом и Челябинском трубопрокатном заводах) планирует выпустить первую трубу, в то время как срок сдачи ЗТБД - начало 2006 года. Генеральный директор ОМК Анатолий Седых не сомневается в том, что сроки будут соблюдены: весь прошедший год работы по "Альянсу-1420" шли точно по графику. Второе преимущество заключается в стоимости и сроках окупаемости проекта. За счет того, что речь идет не о строительстве нового завода, а о модернизации уже имеющегося оборудования, вложений потребуются втрое меньше, чем при строительстве завода с нуля. Собственными силами "Северсталь" и ОМК инвестируют 300 млн долларов. Подрядчики, занимающиеся инжинирингом и модернизацией оборудования, также имеют мировое имя, что подразумевает высокое качество конечной продукции, а некоторые компании, скажем, VOEST-ALPINE, работают одновременно над обоими проектами. Последняя позиция, по которой "Альянс-1420" намерен обогнать ЗТБД, - объемы производства. К 2006 году "Альянс-1420" планирует на 80% обеспечивать потребности российского рынка в трубах большого диаметра: по оценке специалистов ОМК, к тому моменту рынок будет нуждаться в 2 млн тонн труб в год диаметром 530-1420 мм, альянс планирует поставить около 1,6 млн тонн своей продукции. А если понадобится, выпустит и больше: заявленная мощность модернизированного производства - 2,9 млн тонн труб большого диаметра в год, из них 450 тыс. тонн - трубы диаметром 1420 мм.
Главным недостатком проекта "Альянс-1420" считается то, что базовое оборудование, хоть и пройдет модернизацию, однако новым от этого не станет. Как это скажется на качестве труб, сможет показать лишь практика. Пока звучат противоположные мнения. Акционеры "Альянса" уверяют общественность и главным образом потенциальных потребителей в том, что будущее производство окажется никак не слабее европейских и японских аналогов, а в чем-то даже опередит свое время. Технологии микролегирования (искусственного введения ванадия) - хорошо изученный и отработанный процесс, оба проекта будут использовать принципиально одинаковую технологию формовки фирмы Mannesmann, так что существенных различий в технических характеристиках продукции "Альянса-1420" и ЗТБД руководители первого не усматривают.
Главный конкурент, генеральный директор НТМК и ЗТБД Сергей Носов, в свою очередь неоднократно заявлял, что на старом оборудовании изготовить трубу нужного качества не удастся, что он знаком с производственными мощностями, которыми располагает "Альянс-1420", и, по его мнению, оценки руководителей совместного проекта и по поводу качества конечной продукции, и по заявленным объемам производства явно завышены.
Русский подход
Большие толстостенные трубы для магистральных газопроводов Россия покупает на Западе вот уже 42 года. В свое время по распоряжению Леонида Брежнева на них ушло 11 из 15 млрд долларов, полученных СССР по кредитам. До сих пор Россия приобретает их по схеме "газ за трубы", в то время как за углеводородное сырье можно брать валюту, а высокую добавленную стоимость за произведенный высокотехнологичный товар - ТБД - оставлять в собственной стране. Сегодня этот экономически здравый подход возможен. Однако процесс идет в русле советской традиции - с большими перекосами на местах.
Дирижер событий, бурлящих вокруг трубы-1420, - Газпром. Именно он много десятилетий беспрекословно покупал трубы за границей, затем инициировал всплеск интереса к этому производству в России, а сегодня поддерживает вокруг этого промышленный ажиотаж. Газпром последним дал согласие на вхождение в состав акционеров ЗТБД. Он дольше всех не оплачивал свою долю в уставном капитале акционерного общества, то обещая деньги, то предлагая суррогатный платеж в виде акций малоизвестных дочерних предприятий. Казалось бы, зачем тянуть время? Чем раньше будут пройдены формальности, тем быстрее появятся инвестиции и будет выпущена первая нижнетагильская труба. Та же история с фьючерсным контрактом на десятилетнюю (2006 - 2016 гг.) поставку труб ЗТБД Газпрому. О том, что этот документ со дня на день будет подписан, уже неоднократно сообщали средства массовой информации, однако этого до сих пор не произошло. Четкого ответа, будет ли подписан этот победный для тагильчан контракт, гарантирующий сбыт продукции в течение десятилетия, по-прежнему нет. Правда, в начале июня информация о том, что такой контракт прорабатывается, впервые прозвучала от человека из Газпрома - об этом сообщил член правления, начальник департамента капитального строительства и материально-технического снабжения Газпрома Михаил Аксельрод. По его словам, основные условия поставок и принципы формирования цены на продукцию ЗТБД сторонами в основном согласованы. С точки зрения здравого смысла такой вариант оптимален: полугосударственный газовый монополист покупает трубы на полугосударственном предприятии, которое к тому же планирует платить дивиденды акционерам - опять же государству и Газпрому.
Газпром усиленно пытается обострить конкурентную ситуацию среди российских промышленников: каждый раз, затягивая решение того или иного вопроса, касающегося ЗТБД, он дает надежду "Альянсу-1420". Еще одним подтверждением тому является история с Харцызским трубным заводом. Долгое время украинское правительство пыталось продать российскому монополисту 76% предприятия в счет долгов за газ. Сделать это властям не удалось. Вследствие многочисленных неудачных попыток пристроить контрольный пакет завода его стоимость упала с 61,8 до 23,15 млн долларов. Именно по такой цене пакет купила компания "Индустриальный союз Донбасса", дружественная "Итере", а значит и Газпрому. И хотя он участия в приватизационном конкурсе не принял, уже на следующий же день было объявлено, что судьба завода Газпрому небезразлична и на базе предприятия будет создана совместная корпорация. Такое заявление, при обостряющейся конкуренции российских производителей ТБД, прозвучало как минимум непатриотично.
Как именно будет в результате поделен между производителями российский рынок труб большого диаметра, предсказать, пожалуй, невозможно. На поверхности - два наиболее вероятных варианта развития событий. Первый: долгосрочный фьючерсный контракт с ЗТБД все же будет подписан. Учитывая лоббистские возможности губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, президента " Евразхолдинга" Александра Абрамова и гендиректора НТМК и ЗТБД Сергея Носова, а также мощные PR-ходы в виде визита на закладку завода президента РФ Владимира Путина и освящение строительства Патриархом Всея Руси Алексием II. Такое развитие событий представляется наиболее вероятным, в пользу него говорит и недавний визит на НТМК уральского полпреда Петра Латышева, который подтвердил, что и государство ведет диалог с газовиками для достижения полной ясности в данном вопросе. В таком случае ЗТБД получает явное преимущество по поставке труб 1420 мм, однако продукцию меньшего диаметра (730 - 1220 мм), а это около 50% в структуре потребления Газпрома, с большей интенсивностью будет поставлять "Альянс-1420". Второй вариант: опередив ЗТБД на два года, союз "Северстали" и ОМК займет практически монопольное положение на рынке труб большого диаметра, тогда тагильчанам придется с боем отвоевывать место под солнцем.
Как бы то ни было, на рынке труб большого диаметра становится тесно уже сейчас. Судя по тому, что "Газпром" намеревается сохранить теплые отношения с Харцызским и Волжским заводами, а кроме того обещал не разрывать до конца отношения с западными поставщиками, газовому монополисту будет из каких труб выбирать. "Газпром" своей цели достиг. Будущее производителей труб сейчас во многом зависит от того, произойдет ли во втором десятилетии 21 века прогнозируемый всплеск нефтегазодобычи. В любом случае, полностью загрузить мощности производителям, особенно учитывая потенциальные объемы выпуска продукции "Альянса-1420", удастся едва ли.