Нефтяная отрасль Урала - абсолютный лидер по приросту экспорта и основа экономики как региона, так и всей России. Кроме того, это локомотив экономического роста и крупнейший донор бюджета. Однако и нефтяная промышленность подвержена кризисам. Проблема будущего отрасли в ближайшие два-три года останется центральной во всей экономической стратегии страны.
Мы не раз пытались оценить влияние внешних и внутренних факторов и спрогнозировать развитие событий в отрасли. Среди публикаций последнего времени напомним обзор нефтедобычи, озаглавленный "Кто остался на трубе" ("Э-У" 18 от 13.05.02), и рейтинг "Уральский экспорт: Топ-100" ("Э-У" 32 от 02.09.02).
Состояние уральской (читай - российской) нефтянки во многом определяется конъюнктурой мировых цен на нефть и уровнем цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены внутреннего рынка зависят от объемов поставки нефти на перерабатывающие предприятия и цен на нефть внутри страны. Попробуем разобраться в механизме формирования цен на нефть и нефтепродукты, а также в раскладе сил на рынке нефтепродуктов Уральского федерального округа.
Цена на нефть: внешний фактор*
В последние месяцы весь нефтедобывающий мир лихорадило в ожидании начала военных действий США против Ирака. Обстановка на рынке нефти накалялась. К середине года цена барреля нефти выросла на 38% из-за опасений относительно возможных перебоев с поставками, вызванных американо-иракским противостоянием и сокращением поставок ОПЕК. При отсутствии изменений объема добычи стоимость барреля к четвертому кварталу года, по мнению аналитиков, могла достигнуть 29 долларов. Уже к началу сентября цена корзины ОПЕК почти вплотную приблизилась к этой отметке. Именно ожидание войны в Персидском заливе подняло цену на нефть до уровня сентября 2001 года.
Накануне конференции стран ОПЕК активно обсуждалась проблема повышения квот. Основным инициатором повышения нефтяных квот выступает Саудовская Аравия, которая предлагает повысить с 1 октября 2002 года нефтяные квоты на 800 тыс. баррелей в день. Крупнейший производитель ОПЕК способен увеличить добычу на 3 млн баррелей в сутки. Нигерия и ОАЭ придерживаются позиции Саудовской Аравии. А в случае военной интервенции США против Багдада считают возможным немедленно увеличить производство своей нефти для восполнения иракской квоты на мировом рынке. Сможет ли Саудовская Аравия убедить других членов картеля в необходимости повышения квот, покажет время.
Саудовскую Аравию поддержало Международное энергетическое агентство (МЭА), которое выражает интересы государств - потребителей нефти. Оно считает, что ОПЕК должна увеличить квоты на добычу и экспортные поставки нефти-сырца. Для стран-нефтепотребителей сырая нефть по цене менее 20 долларов более приемлема, особенно с учетом начала отопительного сезона.
Тенденция к росту затормозилась в середине сентября после выступления президента США Джорджа Буша в ООН, где он заявил о готовности продолжения сотрудничества с ООН и дальнейшего развития дипломатических усилий в отношении Ирака. Цена за баррель упала. Тем не менее цены на нефть продолжают оставаться высокими. Угроза начала военных действий все еще существует, а это означает, что рост цен на мировом рынке может продолжиться.
России рост мировых цен на нефть, с одной стороны, выгоден: это позволит наполнить бюджет. С другой - возникает опасность оголения внутреннего рынка, роста цен на топливо (а значит, и усиления инфляционных процессов). Напомним, бюджет этого года рассчитывался исходя из 23,5 доллара за баррель, и когда в начале года стоимость барреля колебалась в районе 19 долларов, проблема наполняемости российского бюджета стояла очень остро.
Цена на нефть: квота как способ регулирования внутренних цен
В 2000 году, необычайно удачном для нефтяников, внимание крупных нефтяных компаний было приковано к мировому рынку сырой нефти. Для сравнения: среднегодовая цена корзины ОПЕК составила в 1999 году 17,47 доллара за баррель, а в 2000-м - 27,6. Внутреннему рынку уделялось мало внимания. Именно по этой причине правительство вынуждено было ввести обязательные поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы страны - так называемые "балансовые задания", которые устанавливались в соответствии с квотами на экспорт для каждой нефтяной компании.
В текущем году внутренние цены во многом держались за счет снижения экспортных квот. В апреле разрешенный экспорт был уменьшен на 342 тыс. тонн нефти, в августе - на 700 тыс. тонн.
Это обстоятельство вызвало активное недовольство нефтяных компаний.
Цена на нефть: внутренний фактор
Как формируется цена на сырую нефть внутри страны. На первом этапе - добыча нефти из скважины - это себестоимость нефти. У крупных нефтяных компаний она различна: от 2 до 11 долларов за баррель. После извлечения из скважины и подготовки нефть сдается в систему нефтепроводов Транснефти (эта компания контролируется государством и представляет собой транспортную трубопроводную систему, инфраструктуру экспортных нефтяных потоков). Государство - монополист транспортировки нефти - устанавливает тарифы за "прокачку по трубе". Тарифы плюсуются к первоначальной стоимости нефти. И тарифы эти высоки, поскольку нефтяные месторождения Западной Сибири и Урала значительно удалены от терминалов, на которых загружаются танкеры в портах Одессы, Новороссийска, Вентспилса и др.
Сырая нефть внутри страны на биржевых торгах не продается. Разговоры о создании российской системы электронных торгов нефтью и нефтепродуктами идут на протяжении уже нескольких лет. Это дает некоторым экспертам основания утверждать, что рынка сырой нефти внутри России нет. И пока внутренняя цена на нефть регулируется далеко не рыночными механизмами.
Кому нужна нефть. Сырая нефть внутри России реально нужна только чрезвычайно узкому кругу компаний. Внутренний рынок потребляет не нефть, а продукты ее переработки - моторное топливо, масла и мазуты. Стратегического запаса нефти в России нет, а значит, и Госрезерву нефть не нужна. Нефтяные компании, имеющие собственные нефтеперерабатывающие мощности, используют внутрикорпоративные цены. Такие цены устанавливаются компанией для оптимизации налогообложения и перевода ресурса с нефтедобывающего подразделения на перерабатывающее. Другими словами, нефтяники покупают нефть сами у себя: рыночными такие операции с сырьем назвать трудно.
Нефтеперерабатывающие заводы нередко используют схему работы на давальческом сырье. Схема работает так: некая компания - давалец - покупает сырую нефть по рыночной цене и сдает ее на переработку ("заходит" нефтью или "заводит" нефть на перерабатывающий завод). Через некоторое время она получает нефтепродукты (часть которых идет в расчет за переработку) и реализует топливо на экспорт или внутри страны в зависимости от разницы цен внутри/снаружи.
Наиболее активно давальцы используют мощности нефтеперерабатывающего комплекса Башкортостана (Уфимской группы НПЗ и предприятия Салаватнефтеоргсинтеза). Недавно руководство этой республики заявило о решении продать пакет акций нефтехимического комплекса. Перерабатывающие предприятия Башкирии могут быть интересны многим нефтяным компаниям, прежде всего Сибнефти, ЛУКойлу и ТНК. При этом новый хозяин скорее всего будет загружать заводы собственной нефтью. Давальцы в этом случае останутся не у дел и будут вынуждены свернуть бизнес.
Куда сбыть излишки. Нефти в России добывается гораздо больше, чем способен переварить внутренний рынок. Да и рынок нуждается не в сырой нефти, а в продуктах ее переработки.
Дополнительная проблема - значительное превышение нефтеперерабатывающих мощностей страны над реальным объемом внутреннего рынка. Внутренний рынок постоянно балансирует на грани кризиса перепроизводства. И такой кризис произошел в январе-апреле текущего года.
Правительство решило тогда поддержать страны - экспортеры нефти в сохранении "справедливых" цен на нефть и ограничило экспорт. В результате внутренний рынок оказался буквально залит нефтью и продуктами ее переработки. Нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены просто избавляться от объемов произведенного топлива, нефтяные компании еще не выстроили цепочки для продажи на экспорт нефтепродуктов, а на внутреннем рынке царил сезонный спад потребления. Останавливать заводы нельзя, особенно зимой, - это слишком дорого. Результатом стало резкое падение цен на рынке нефтепродуктов внутри страны. Крупные потребители, имеющие некоторый запас топлива, переносили сроки покупки очередной партии, спекулируя на падающем рынке. Конъюнктура внутреннего рынка резко ухудшилась. Так, тонна топочного мазута стоила более чем в четыре (!) раза дешевле, чем сегодня. К счастью, мировые цены стали "поправляться", и нефтяникам дали добро на экспорт.
Подведем итоги. Внутренние цены на нефть в России формируются не свободным рынком (в режиме спрос - предложение), а в результате сложных взаимодействий нефтяных компаний, правительственных чиновников, нефтяных лоббистов.
В мире нефть - это биржевой товар, а следовательно, и объект спекуляций. Именно поэтому мировой нефтяной рынок так подвержен колебаниям на фоне различных политических коллизий.
Внутри страны объемы поставки нефти на переработку (а значит, и цены на сырую нефть) в эпоху "балансовых заданий" устанавливались государством. Тогда любое нарушение дисциплины легко регулировалось отлучением от экспортной трубы. За нее, "трубу", и разгорались настоящие битвы лоббистов. Сейчас решение о том, сколько нефти оставить на переработку, а сколько - экспортировать, принимают сами компании (в соответствии с ценами на мировом рынке и собственными стратегическими планами по сбыту ГСМ на региональных рынках). И здесь все просто. Четкой политики государства в отношении топливно-энергетического комплекса нет, правительственная программа реформирования ТЭК снова отправлена на доработку. Зато есть механизмы воздействия (экспортные пошлины, квоты), размеры которых определяются в результате столкновения интересов правительства (наполнение бюджета, "северный завоз") и энергетиков (заготовка топочного мазута на зиму) с мощным нефтяным лобби.
Внутренний рынок как средство развития
В условиях нестабильности мировых цен на нефть компании продолжают строить внутренний рынок. Основная задача - организация сбытовой вертикали "завод - нефтебаза - АЗС - бензобак". Безусловными лидерами в этом процессе являются вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК).
Первоначально борьба развернулась за контроль над нефтеперерабатывающими предприятиями и наиболее привлекательными рынками сбыта - розничными рынками Москвы и Санкт-Петербурга. Затем интервенции подвергся рынок нефтепродуктов Урала и Западной Сибири (Свердловская, Челябинская, Курганская области, а также Тюменская с ХМАО и ЯНАО).
Цена вопроса. Оптовый рынок нефтепродуктов округа оценивается экспертами в 30 - 40 млрд рублей (в зависимости от оптовых цен на топливо), или в 0,96 - 1,29 млрд долларов. Само собой, такие деньги не могут оставить равнодушными основных игроков. Общий объем рынка ГСМ УрФО согласно официальной статистике примерно равен 6,4 млн тонн нефтепродуктов. Однако по мнению экспертов реальный объем потребления нефтепродуктов на 30% больше.
Достаточно взглянуть на сравнительные данные по объемам промышленного производства в округе, чтобы вывести явную закономерность емкости рынков от объемов промышленного производства. Наибольшей емкостью обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) - 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей - 31% и 22%. Курганская область характеризуется в десятки раз меньшим объемом рынка (3% или, по оценкам, около 9%).
Основные потребители нефтепродуктов в округе - топливная промышленность (то есть сама нефтянка в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), энергетика (основные потребители топочного мазута - Свердловская и Челябинская области), машиностроение и металлургия (Свердловская и Челябинская области), транспорт (железнодорожный, автомобильный, авиационный - все регионы округа в разных пропорциях), частный автотранспорт (все регионы в зависимости от численности автомобилей), сельское хозяйство (Курганская область).
Основную долю в общем объеме потребления ГСМ округом составляет дизельное топливо (44%), значительна доля автомобильного бензина (33%), топочный мазут занимает более скромное место в общем объеме (17%), что можно объяснить высокой суммарной долей природного газа и угля в топливном балансе электростанций и котельных округа. Менее значительную долю занимает авиационное топливо (керосин) - около 6%.
Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюмень (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (аэропорт Кольцово - крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа - Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка.
Откуда дровишки. На территории Свердловской, Челябинской и Курганской областей промышленно-разрабатываемых месторождений углеводородов и нефтеперерабатывающих заводов нет. Зато в Тюменской области (с ХМАО и ЯНАО) добывается, по оценкам экспертов, до 70% российской нефти. Здесь же расположены четыре крупных нефте- и газоперерабатывающих предприятия, выпускающих моторное топливо (Сургутский и Уренгойский ГПЗ, Нижневартовский НПЗ, ТНК-Нягань). Кроме того, работают относительно небольшие предприятия, выпускающие низкооктановый бензин и дизельное топливо. Мощности тюменских нефтеперерабатывающих предприятий не покрывают потребностей региона в моторном топливе (хотя создавались они именно для снабжения моторным топливом нефтегазодобывающих предприятий). При этом часть тюменского топлива ввозится в Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.
В то же время в относительной близости к УрФО работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия соседних регионов. Так, суммарная проектная мощность переработки башкирских НПЗ (Уфимская группа и Салаватнефтеоргсинтез) составляет около 30 млн тонн нефти в год. Гигант российской нефтепереработки Омский НПЗ, а также Самарская группа НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский) способны вырабатывать по 25 млн тонн год. В числе реальных и потенциальных поставщиков также Пермский НПЗ (мощность 14 млн тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн тонн в год).
Большая часть нефтепродуктов в округ доставляется по железной дороге. Слабо развитая транспортная инфраструктура Ямала определяет высокие транспортные расходы, которые ложатся на цену ГСМ, доставляемых в регион.
Недостаток нефтеперерабатывающих предприятий в округе, наличие избыточных мощностей в соседних Приволжском и Западно-Сибирском округах, а также хроническая недозагруженность российских НПЗ (доля реальной годовой переработки от проектной не превышает 50 - 60%) и стали главными причинами экспансии в округ крупных ВИНК. Между ними - владельцами заводов - и разворачивается борьба за уральский топливный рынок.
Компании "пошли" в регионы с 2001 года, создавая или приобретая мощные сбытовые активы (трейдерские структуры, нефтебазы, сети автозаправочных станций). Дополнительным фактором влияния на рынок нефтепродуктов является наличие в регионе "трубы", системы трубопроводного нефтепродуктообеспечения. Существующая система трубопроводов позволяет перекачивать дизельное топливо и автомобильные бензины с башкирских НПЗ, Омского НПЗ на перекачивающие станции в Челябинской и Курганской областях. Есть также отводы от магистрального нефтепродуктопровода Омск - Курган - Челябинск - Уфа - Самара на Тюмень и Екатеринбург. Однако по трубе топливо прокачивают в основном с уфимских НПЗ на рынки Челябинской и Курганской областей. Основным транспортом для нефтепродуктов округа остается железнодорожный.
Основные игроки. На рынке нефтепродуктов УрФО пересекаются интересы нескольких крупных нефтяных компаний, владеющих нефтеперерабатывающими заводами вблизи либо на территории УрФО, сбытовыми структурами (нефтебазы, парки бензовозов, сети АЗС) на территории субъектов УрФО. На текущий момент на региональных рынках округа конкурируют Сибнефть, ЛУКойл, ТНК, Татнефть, Башнефть, ЮКОС.
На рынке Свердловской области пересекаются интересы Сибнефти (владеет сбытовыми структурами и крупной сетью АЗС), ЛУКойла (сбытовая структура и сеть АЗС), ТНК (сбытовая структура и перспектива добычи нефти - Уральская нефтяная компания, сеть джобберских АЗС), Татнефть (сбытовая структура), ЮКОС (сбытовая структура). Основными игроками среднеуральского рынка остаются Сибнефть и ЛУКойл (по данным Госнефтеинспекции, эти две компании поставляют около 78% ГСМ в Свердловскую область). Среди остальных присутствующих компаний наиболее активной представляется ТНК, заявившая о развертывании проекта добычи и переработки нефти на территории Среднего Урала. Татнефть и ЮКОС занимают гораздо более скромные позиции. Несмотря на попытки усилить влияние на рынке (обе компании имеют сбытовые структуры в Екатеринбурге), сделать им это пока не удается.
На рынке Челябинской области конкурируют в основном ЛУКойл и Сибнефть, хотя большое влияние имеют давальцы, перерабатывающие нефть на башкирских НПЗ. Сильные позиции давальцев обеспечиваются наличием перекачивающей станции Синеглазово: перегонка по трубе бензина и дизтоплива существенно снижает расходы на транспортировку.
На рынке Тюменской области (плюс ХМАО и ЯНАО) традиционно сильны позиции ТНК (что объясняется наличием НПЗ в регионе). В последнее время здесь конкурируют Сибнефть (имеет сбытовую структуру и владеет сетью АЗС) и ЛУКойл. Слабый интерес к северам проявляют давальцы на башкирских НПЗ, однако усилить позиции им не удается из-за жесткой конкуренции между основными игроками.
На рынке Курганской области сильные позиции занимает сбытовая структура Роснефти - Роснефть-Курганнефтепродукт (владеет нефтебазами и сетью АЗС). Из-за небольшого объема рынка и низкой платежеспособности региональной промышленности интерес к рынку Зауралья со стороны нефтяных компаний слабый (хотя поставки в регион осуществляют Сибнефть, ЛУКойл и Башнефтехим). ВИНК предпочитают работать через местных трейдеров (перераспределяя риски на зауральских сбытовиков). Наиболее активна Сибнефть.
Куда идут. Рынок нефтепродуктов УрФО состоит из нескольких отличающихся друг от друга сегментов. В первую очередь следует выделить промышленный сегмент: это рынки ГСМ Свердловской и Челябинской областей. Основные потребители топлива здесь - различные отрасли промышленности (в первую очередь черная и цветная металлургия, машиностроение и транспорт). Значительная концентрация промышленных производств и высокая доля городского населения определяют перспективность этих рынков в глазах специалистов крупных нефтяных компаний (рост промышленного производства и товарооборота, постепенное увеличение парка автотранспорта ведут к росту объемов потребления моторного топлива). Более того, в технологических процессах многих промышленных предприятий в значительных объемах используются различные нефтепродукты (например, мазут и индустриальные масла). Именно поэтому основная конкурентная борьба за контроль над рынком нефтепродуктов разворачивается в Свердловской и Челябинской областях (по оценкам специалистов одной из нефтяных компаний, топливный рынок Свердловской области по привлекательности следует поставить на третье место после рынков Москвы и Санкт-Петербурга).
Второй по важности и величине - нефтегазодобывающий сегмент. К нему в силу региональных особенностей следует отнести Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО. Доминанта этих регионов - нефтедобывающая и газодобывающая отрасли, причем основной потребитель нефтепродуктов здесь - сами нефтяные и газовые компании (геологоразведочные, буровые и добывающие подразделения). Рынок достаточно объемный, однако не столь привлекательный для экспансии. В первую очередь потому, что возникшая тенденция самообеспечения нефтяных компаний всеми ресурсами (в том числе ГСМ), а также строительство мини-НПЗ для собственных нужд существенно сужает поле для конкуренции в ближайшей перспективе. В целом объем рынка региона зависит от положения дел в нефтяных и газовых компаниях, работающих на его территориях. При неблагоприятной конъюнктуре на мировых рынках нефти и газа рынок сразу отреагирует существенным снижением потребляемого топлива (будут свернуты работы по геологоразведке и бурению, компании введут режим жесткой экономии средств и ресурсов с целью снизить затраты на производство нефти).
Третий сегмент топливного рынка УрФО - сельскохозяйственный. Представлен преимущественно Курганской областью. По объемам потребления ГСМ и особенностям развития существенно отличается от первых двух. Кроме того, Зауралье в силу бюджетного дефицита и серьезного отставания по уровню промышленного производства значительно менее привлекательно многих других субъектов УрФО.
Чего ждать. Объем топливного рынка УрФО в ближайшей перспективе не вырастет. Это связано в первую очередь с неблагоприятным прогнозом в отношении черной металлургии, а также общим замедлением роста промышленного производства. Нефтегазовый сегмент в ближайшее время тоже будет испытывать определенные трудности, связанные с истощением ресурсной базы, старением инфраструктуры и необходимостью мощного притока инвестиций для разведки и разработки новых месторождений нефти и газа.
Основным полем для конкурентной борьбы за рынок нефтепродуктов останутся Свердловская и Челябинская области, наиболее динамично процессы будут протекать на Среднем Урале. Тюменская область, ХМАО и ЯНАО будут представлять интерес для сбыта нефтепродуктов при условии расширения объемов строительства, дальнейшего развития инфраструктуры и обустройства новых месторождений. Курганская область сможет стать привлекательным рынком, но после выхода из кризиса и увеличения платежеспособности субъектов рынка.
Основными игроками на топливном рынке УрФО были и остаются Сибнефть и ЛУКойл. Причем предпринятое в 2001 году наступление Сибнефти (покупка сбытовых структур в Свердловской и Тюменской областях, экспансия на рынки Челябинской и Курганской областей) позволило сильно укрепить позиции компании и потеснить основного конкурента. Впрочем, ЛУКойл также активизировался в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях (создание сбытовых структур, строительство и покупка АЗС, нефтебаз). При таком противостоянии почти на всех основных региональных рынках позиции остальных крупных поставщиков (ТНК, Татнефть, Башнефть) выглядят несколько ослабленными. Хотя ТНК стремится выступить в роли "третьей силы" на рынке Свердловской и Тюменской областей, а Татнефть создала сбытовую структуру в Свердловской области, сильнейшее конкурентное давление со стороны основных игроков не позволяет значительно увеличить контролируемую долю рынка.
Очевидно, что фаза активных действий по переделу топливного рынка закончена. Теперь компании переходят в стадию затяжной позиционной борьбы - развитие клиентской базы, усиление в розничном сегменте, покупка и строительство инфраструктуры (нефтебаз), борьба за крупнейших потребителей топлива, расширение договорных отношений с руководством регионов, проведение рекламных и PR-кампаний.
Оба главных игрока заявили о своих амбициозных планах на 2002 год. Как эти планы будут реализованы в условиях реального конкурентного рынка, покажет время. А пока ясно одно: следует ожидать ухудшения конъюнктуры рынка для мелких трейдерских компаний и независимых владельцев нефтебаз и автозаправочных станций. В результате мощнейшего давления со стороны основных игроков часть будет вынуждена продать бизнес, а другой части придется как-то договариваться с лидерами.
УрФО
*При подготовке использованы данные информационного сайта "Нефтегазовая вертикаль" (www.ngv.ru)