Спят Курганы темные?

Спецвыпуск
Москва, 30.09.2002
«Эксперт Урал» №36 (71)
Системный кризис в Курганской области и как с ним бороться

Cистемный экономический кризис в Курганской области стал предметом обсуждения на августовской встрече полпреда президента РФ в УрФО Петра Латышева с Владимиром Путиным и Михаилом Касьяновым. Итог встречи - поручение чиновникам различных российских министерств и ведомств совместно с полпредством и при непосредственном участии губернатора области Олега Богомолова "детально разобраться в причинах негативной тенденции развития области и представить комплекс системных мер по стабилизации обстановки".

Эка невидаль, скажет сведущий читатель: антикризисные программы существуют у многих субъектов федерации, а самодостаточных территорий в России - по пальцам пересчитать. Тогда почему, имея список субъектов-реципиентов на более чем семьдесят персон, президент и премьер откликнулись на инициативу Латышева? Притом ни президент, ни премьер не обещали миллиону курганцев "светлого завтра". По неофициальным данным, в Москве полпреду сказали: "У вас проблемы с депрессивной территорией? Вот и решайте их". По официальным - будет разработана федеральная программа оздоровления области.

Эта программа должна положить конец "кампании спасения" Курганской области, запущенной с легкой руки полпредства еще весной. С того времени просторы Зауралья посетили с десяток высокопоставленных делегаций. Комментарии чиновников УрФО, не исключавших введения в Курганской области внешнего управления, вызывали недоумение экспертов, разбирающихся в законодательной казуистике. Звучали и совсем радикальные предложения - лишить Курганскую область статуса субъекта федерации, а земли раздать Челябинской, Тюменской и Свердловской областям. Не исключено, именно подобного рода перегибы стали тогда одной из причин того, что Уральское отделение РАН, разработавшее свой проект программы выхода из кризиса, лишь обозначило имеющиеся проблемы. Рецепт оздоровления экономики Курганской области до сих пор не выписан.

Цель нашей публикации и состоит в попытке проанализировать проблемные точки Зауралья и получить ответ на поставленный вопрос.

Комплексная проверка, проведенная администрацией полпреда в УрФО, показала: "подорваны основы жизнедеятельности и внутренние источники развития Курганской области". Вдвое сократились объемы сельскохозяйственной продукции: прежде аграрный сектор давал 70% доходов в бюджет, сейчас только 10% хозяйств рентабельны. На грани развала энергетика, собственных генерирующих мощностей всего 20%. Зависимость от ФОРЭМ обусловила один из самых высоких в стране уровень тарифов. Это усугубляет финансовое положение ведущих отраслей экономики области. Тарифы - одна из причин того, что 52% предприятий убыточны. В тяжелейшем положении находятся ведущие бюджетообразующие предприятия - ОАО "Курганмашзавод", ФГУП "Курганприбор", АК "Синтез". Подорвана доходная база бюджетов всех уровней, половина жителей области имеет доходы ниже прожиточного уровня. Безработица стала причиной оттока трудоспособного населения области в другие регионы страны. В одной только Тюменской области работает порядка 40 тысяч курганцев - 10% трудоспособного населения. Вывод: ситуация в регионе критическая, действия администрации области неадекватны глубине кризисных явлений. Нужны системные решения и солидное финансовое подкрепление антикризисной программы со стороны федерального центра.

Причины кризиса

Мину под экономику территории заложили ее создатели: в 1943 году, в спешке военного времени, Курганскую область сформировали из отрезанных от соседних Омской и Челябинской областей сельскохозяйственных районов. Полагалось, что новая аграрная область будет кормить соседние промышленные. Другую часть экономики составили эвакуированные в Зауралье предприятия машиностроения и металлообработки, связанные главным образом с оборонно-промышленным комплексом. Собственных добывающих и металлургических производств территория не имеет.

В 90-х годах, когда предприятия ОПК лишились государственного оборонного заказа, сложился немыслимый диспаритет цен на сельхозпродукцию и товары промышленного производства. Это привело к тому, что Курганская область оказалась в паутине огромных долгов. К 2002 году по уровню валового регионального продукта на душу населения область занимала последнее место в УрФО и 63-е в РФ.

Одной из основных причин кризиса, помимо "объективных" перестроечных, аналитики полпредства называют потерю управляемости социально-экономическими процессами. В области громоздкий административный аппарат (почти 500 муниципальных образований), это приводит к распылению средств, созданию административных барьеров, увеличивает трансакционные издержки. (Для сравнения: в соседней Тюменской области укрупнение МО и сокращение управленцев сняло нагрузку с бюджета в 100 млн рублей.) Большинством крупных хозяйствующих субъектов региона собственники руководят из-за пределов территории. Местные власти ситуацией не владеют. Высока степень криминализации экономики: в некоторых отраслях, считают в уральском полпредстве, теневой сектор достигает 50%.

Эксперты говорят о неэффективном менеджменте в отношении государственной собственности - более половины федеральных государственных унитарных предприятий работают убыточно. Из 88 областных ГУП в 2001 году только 32 имели прибыль. 13 из 28 предприятий федерального уровня собственности, чьими пакетами акций ведает Фонд имущества Курганской области, находятся в процессе банкротства или ликвидации.

Объем инвестиций в основной капитал области к уровню 1995 года снизился вдвое. Основной источник инвестиций - собственные средства предприятий (66%). С 1991-го по 2001-й капитальные вложения в сельское хозяйство уменьшились в 93 раза.

Вследствие высокой зависимости дотационной территории от федеральных трансфертов усилия администрации области в значительной степени направлены на обоснование и продвижение различного рода заявок на финансирование за счет средств федерального бюджета, в меньшей - на мобилизацию внутренних источников развития. Рост финансовой помощи из федерального бюджета по сравнению с 1999 годом увеличился в 2002 году в 5,3 раза. Дотации и субсидии составляют сейчас 60,9% областного бюджета. В 2001 году увеличение расходной части бюджета по сравнению с 2000 годом составило 42% при росте собственных доходов всего на 12,1%. Государственный внутренний долг областного бюджета на 1 января 2002 года составил 2115,5 млн рублей, а собственные доходы с учетом доходов бюджетных фондов в 2001 году - 999 млн руб.

По оценкам экспертов, при инерционном варианте развития и отсутствии экстраординарных мер экономика Курганской области к 2010 году достигнет только 52% от уровня 1990 года.

Оценки ситуации на этажах власти - областном, окружном и федеральном - разнятся. Как и предлагаемые пути спасения. Впрочем, есть "узлы" основных проблем, в которых все стягивается. Это сельское хозяйство, промышленность и энергетика. Начнем с конца.

Промышленность и энергетика

Правительство Курганской области разрабатывает и намерено представить правительству РФ инвестиционную программу вывода из режима дотационности. Затраты на нее должны войти в федеральный бюджет на 2004 год отдельной строкой.

Программа предполагает строительство дополнительной промышленной базы в области.

Речь идет о выделении целевых инвестиционных ресурсов для геологоразведочных работ по урану и углеводородному сырью, на строительство целлюлозно-бумажного комбината, нескольких кирпичных и стеклозавода, спиртовых производств.

Разработан блок предложений по энергетике. Область ждет компенсации затрат на потребляемую организациями бюджетной сферы и предприятиями ЖКХ электроэнергию, субвенций на модернизацию Курганской ТЭЦ (перевод ее с угля на газ даст экономию бюджетных средств в 79 млн рублей в год), реструктуризацию задолженности перед РАО ЕЭС на срок не менее 10 лет. Будет неплохо, если удастся обеспечить удаленные населенные пункты тепловой и электрической энергией с помощью газотурбинных установок мощностью 1,5 тыс. кВт/ч, производительностью 3 тыс. ккал. Малая энергетика рассматривается как серьезная альтернатива.

С богатыми соседями договориться об инвестициях у курганцев не вышло. У тех есть деньги, и на их рынок пытаются пробиться и российские регионы, и заграница. Курганцы, похоже, опоздали. Приходится выстраивать партнерские отношения с другими российскими регионами по горизонтали. Калининград стал первым окном в Европу в поисках новых технологий.

Ситуация в Зауралье, считают в Кургане, сложна потому, что центр снял с себя ответственность за происходящее в стране, свалив все на регионы.

- Где госзаказы ОПК, кредиты селу с минимальным процентом? Где хоть один элемент государственности? - задает риторические вопросы Иван Евгенов, заместитель губернатора Курганской области, директор департамента государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка.

По его словам, 95% оборонной промышленности Курганской области удалось перевести на гражданские рельсы. Предприятия оборонки, не имея ни одного заказа от правительства, набирают темп.

- Разговоры о том, что область надо банкротить, приносят ущерб, - считает Евгенов. - К ним прислушиваются потенциальные инвесторы. Перспективы у области есть, но хлеб ее намного горче, чем у уральских областей, имеющих сырьевую базу. Мы вкладываем в единицу изготовленной продукции 95% труда и получаем только 5% прибыли. В ХМАО, ЯНАО, например, на 10% вложенного труда - 90% прибыли. В Свердловской и Челябинской областях соотношение труда и прибыли - 40 на 50.

Приоритеты будущей инвестиционной программы просты: область интересуют любые проекты, направленные на развитие любого дополнительного производства. Одним из них станет акцент на переработку: нужно добиться переработки на месте всей производимой областным АПК продукции. Сегодня переработка обслуживает "серую" экономику. Изменить ситуацию еще можно, но тут власть должна проявить волю.

Село

Главная задача, с которой согласны все, - вытащить из финансовой ямы село. Сегодня 60% сельхозпредприятий не работают, 20% - еще работают, но фактически банкроты.

Закон о реструктуризации задолженности крестьян с 9 августа этого года вступил в силу, но в Кургане никакого движения к его реализации нет.

Сельскохозяйственный сектор экономики Курганской области почти в равных долях представлен зерновым клином и животноводством. Область засевает 1,1 млн га при средней урожайности 15 - 16 центнеров. Благополучие крестьян зависит от цены на продукцию.

- Мизерные цены на зерно этого года не добавляют оптимизма по поводу будущего аграрного сектора, - говорит Николай Логинов, первый заместитель губернатора Курганской области, директор департамента сельского хозяйства. - Одной Курганской области с этой ситуацией не справиться. Нужно создать региональный фонд, чтобы те две трети урожая, которые мы продаем за пределы области, закупались по приемлемым ценам. Сейчас от стоимости килограмма зерна 30% остается у производителя, 30 - у переработчика, а 40 - у перекупщика.

Поголовье скота за последние пять лет уменьшилось наполовину. Причины две: низкие закупочные цены и высокие затраты на электроэнергию. Курганское село платит 90 копеек за кВт/ч. Скот извели еще и потому, что расплачивались им за долги прошлых лет. Диспаритет цен не дает возможности погасить затраты на покупку техники. Чтобы купить комбайн, нужно посеять тысячу гектар зерновых. Или вырезать стадо коров.

Консолидированный бюджет дотационной Курганской области составляет около 6 млрд рублей (Тюменской, к примеру, около 100). Курган способен выделить селу порядка 100 млн рублей в год (Тюмень, опять же к примеру, - 1,7 млрд рублей). При таком раскладе говорить о закупке зерна областью, покупке новой техники не приходится.

Более 50% сельскохозяйственного сектора - "в тени". В Тюменской, Свердловской, Челябинской областях элеваторы контролируются правительствами, в Курганской - все они частные. А элеваторы - главные операторы теневого рынка зерна в области. Они и контролируют формирование цен. Нынешним летом курганские аграрии рожь отдавали с убытками для себя по 500 рублей за тонну, чтобы взять солярку по бешеным ценам и убрать пшеницу, а потом и ее продать по 1200 рублей за тонну при себестоимости 1500. Лучше вообще не пахать и не сеять.

Один из путей создания цивилизованного рынка сельскохозяйственной продукции - электронные биржи, открытые торги. Через электронную биржу в Кургане свою продукцию сможет реализовать производитель из любой точки страны.

По мнению директора Курганского НИИ сельского хозяйства Александра Показаньева, прочие проблемы аграрного сектора требуют разрешения на федеральном уровне.

Во-первых, необходим федеральный закон, устанавливающий паритет цен на электроэнергию, продукцию промышленности и сельского хозяйства. Он разработан в Госдуме аграрной фракцией. С принятием его можно будет говорить о самовыживании крестьян. Диспаритет сложился искусственно путем завышения цен на энергоносители и занижение цен на продукцию села.

Во-вторых, без льготного кредитования сельское хозяйство не поднять. Дотировать нужно производителя. Мы же всегда пытались дотировать переработчика, чтобы он покупал продукцию по заниженной цене у крестьянина. Сейчас в Курганской области лишь единичным производителям дают маленькие, несущественные дотации без погашения части льготного целевого кредита на удобрения, гербициды, солярку. Правительство РФ через банк гасит 14% от ставки рефинансирования (ставка 26%), 7% гасит областной бюджет, крестьянину остается погасить 5%.

В-третьих, сельское хозяйство, особенно земледелие, подвержено рискам. Это не коммерческая деятельность. Значит, необходимо создать сеть страховых компаний с государственным пакетом акций, которые бы специализировались на страховании сельского хозяйства. Основной капитал их должен быть государственный, привлеченный может быть частным. Страхуются только посевы и производство. Бизнес не страхуется. Не надо думать, что такая компания рухнет, проев все бюджетные деньги, которых не хватит на все наши неурожаи. В мире они существуют, и весьма успешно.

Госсобственности на селе уже нет. Есть кооперативы, 3200 фермеров и несколько крупных холдингов: "Кургансемена", "Макфа", Шадринский молкомбинат, "Полесье". Пока они выигрывают за счет замкнутого цикла и более высокого уровня переработки продукции. Холдинги скупают имущественные паи и ждут, что с января, когда вступит в силу закон о земле, она перейдет им в аренду с правом выкупа. Ждут предприниматели и закона о ценовой политике, и повышения тарифных ставок на импортную продукцию, заполонившую торговые сети. Без этого ведение бизнеса на селе связано с большими рисками.

Таким образом, в Кургане, на месте, специалисты видят те ниточки, потянув за которые, можно распутать весь клубок проблем. Совпадут ли предложения полпредства УрФО и администрации Курганской области с мнением российского правительства, покажет время. Важно только, чтобы период принятия решений не затянулся, потому что тянуть уже некуда... Очевидно пока одно: для проведения антикризисной программы потребуются значительные федеральные средства и гарантии. Именно они позволят депрессивной территории выйти на положительный баланс и сделают ее привлекательной для сторонних инвесторов.

У партнеров

    Реклама