В честь русского балета

7 октября 2002, 00:00
  Урал

Директор екатеринбургского Института танца Олег Петров добился желаемого. В рамках его ежегодной программы "Екатеринбург-данс" к нам приезжает балетная труппа из французского города Биарриц. Спектакль "В честь русского балета" в постановке хореографа Тьерри Маландена будет показан 10, 11 и 12 октября в Екатеринбургском театре юного зрителя. Подготовка - переговоры с французской стороной и поиски средств - заняла без малого год.

Олег Петров расширяет культурное пространство в двух направлениях. Обычно труппа Института танца ездит по миру, забираясь то в Португалию, то во Францию, то в Соединенные Штаты и доказывая своим появлением, что традиции русского балета живы. Два года кочевал по лучшим мировым площадкам от Швейцарии до Сингапура поставленный совместно с французами спектакль "Спящая красавица, или Ярко-красные слезы". Тем временем Олег Петров зазывает к нам танцоров из Европы. Екатеринбург уже видел выступления данс-компаний Пала Френака, Карин Сапорта и труппы Одиль Дюбок. В этом году приезжает на Урал маленькая, но технически совершенная труппа французского национального хореографического центра из Биаррица.

- Балетных трупп, имеющих статус национальных, во Франции девятнадцать. Почему вы выбрали труппу Маландена?

- Это диктуется внутренней потребностью, которая формируется не один год. Приезд балета из Биаррица именно в октябре - случайность, но его появление в Екатеринбурге закономерно. Одна из главных задач продюсера - показать зрителю то, чего он не видел и в иных обстоятельствах никогда не увидит. Меня прежде всего интересуют те театральные или танцевальные сочинения, которые намечают перспективу балетного театра. Мне неинтересно продавать балет "Тодес" - не потому что это плохо, а потому что слишком понятно.

Программа, которую мы представляем, интересна по нескольким причинам. Прежде всего, как это ни странно звучит, екатеринбуржцы привыкли видеть малоподвижные труппы современного танца. Здесь же труппа обращена к движению и отличается высоким уровнем мастерства. Зрители увидят танцовщиков, каких нет ни в Мариинском, ни в Большом театре. Мы еще раз покажем, как могут танцевать. Затем, программа посвящена Дягилеву. Для зрителей, которые знают историю театра не так глубоко, это зрелище будет привлекательно прежде всего внешней красотой. Для меня же как для балетоведа есть еще один важный момент. Мы знаем, что балетный спектакль XIX века лишил тело танцовщика плоти. А танец конца XX века сделал все, чтобы эту плоть вернуть и сделать тело земным. Удивительная вещь: опираясь на традиции театра XIX века, Тьерри Маланден соединяет несоединимое - отсутствие тела и его присутствие. Мне хочется понять, как это происходит.

- Фонд "Общественное мнение" провел опрос. 60% респондентов считают, что российская художественная культура в упадке, 20% - что на подъеме. Остальные сомневаются. Как вы думаете?

- Смотря что понимать под художественной культурой. Если это способ возделывания души, то здесь, увы, делается немного. Если же под художественной культурой понимать шоу и развлекательные проекты, которые тоже имеют право быть, тогда культура на подъеме. В залы, на сценах которых развлекают публику, сегодня устремляется огромное количество людей. И они счастливы, они считают, что приобщились к искусству. Это и есть реальный показатель человеческого благополучия. Кроме того, это показатель художественных притязаний наших правителей и глубина их понимания искусства. Если в активе политика есть реальная помощь художественной культуре, это должно стать одним из главных условий для восхождения на престол.

- Проблему финансирования культурных мероприятий в разных странах решают по-разному. В Штатах сложилась разветвленная система некоммерческих фондов. В Европе этим занимается государство. У нас - каждый сам за себя. В прошлом году МИД и Министерство культуры России подписали договоры о сотрудничестве с "Альфа-Банком", который выделяет деньги на реализацию культурных проектов. В Свердловской области такого мощного спонсора нет.

- Круг спонсоров, действительно, очень узок. С просьбой выделить деньги всякий раз идешь к одним и тем же. Если бы областное и городское правительства действительно озаботились вопросами получения спонсорских средств, дело бы сдвинулось с мертвой точки. На Западе не каждый может стать спонсором. Кто-то придет с предложением: "Я хочу дать вам деньги", а директор театра может ответить: "А имеете ли вы право дать мне деньги?".

В реализации многих художественных проектов мне очень помог министр областного правительства Юрий Осинцев. Он оказал содействие в поиске спонсоров. Это человек с развитыми художественными потребностями, которого нередко можно увидеть на спектаклях и концертах. Он понимает, зачем нужны элитарные проекты и как трудно их реализовать.

- Вы не боитесь, что усилия и деньги, потраченные на организацию гастролей, пропадут даром, потому что классический балет зрителю неинтересен?

- Когда создавалась наша команда, такие опасения были. Если человека всю жизнь кормили лапшей, деликатесов он не примет. Культуру потребления художественного продукта нужно формировать. Однако со временем горсточка людей, ходивших на балетные спектакли, разрослась. Сегодня нашей публики стало больше, потому что мы ее воспитывали.

Когда в тексте была поставлена точка, в редакцию принесли письмо Анн Дюрюфле - главы отдела по сотрудничеству и культуре посольства Франции в Москве. Анн несколько лет сотрудничает с Институтом танца; по ее инициативе посольство стало одним из учредителей готовящегося мероприятия. Вот что она пишет: "Все проекты, осуществленные екатеринбургским Институтом танца, особенно "Спящая красавица" и "В честь русского балета", так или иначе осмысляют богатое наследие классического русского балета, могучего дерева, выросшего на русской почве, но к которому не раз прививали французскую хореографическую культуру. В свою очередь, это дерево давало всходы и во Франции, и по всему миру. История взаимного обогащения культур, возникновение новой артистической географии не могли не встретить поддержку культурной службы посольства Франции".

Беседовал Виталий Павлов