Забурились

Кирилл Кирягин
21 октября 2002, 00:00
  Урал

ОМЗ нашли в Перми недостающее звено

ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) завершило очередной этап поглощения предприятий. На этот раз усилия компании были направлены на создание структуры, которая усилит ее положение на внутреннем и внешнем рынках строительства морских буровых платформ. Последними приобретениями компании стали ОАО "Павловский машиностроительный завод"в Пермской области (54,91% акций обошлись в 404 млн долларов) и астраханский судостроительный завод ОАО "ССРЗ им. III Интернационала" (73,9% ценой 5,2 млн долларов). Таким образом ОМЗ замкнули производственную цепочку изготовления буровых платформ от конструирования до поставки на место использования.

Астраханский судостроительный - одно из ведущих машиностроительных предприятий Поволжья, специализируется на строительстве судов транспортного и специализированного флота. По замыслам руководства ОМЗ, новая верфь благодаря географическому положению станет полноценной достроечной площадкой для буровых. Приобретение Павловского машзавода позволит компании стать лидером на внутреннем рынке по выпуску винтовых забойных двигателей и занять около 30% российского рынка турбобуров. Благодаря конвертации и частичному выкупу ОМЗ уже принадлежало 20% акций ССРЗ. Над приобретением Павловского машзавода компания трудилась давно и плодотворно, скупая акции и меняя состав совета директоров, хотя МАП дало разрешение на приобретение контрольного пакета еще в апреле.

Сейчас в состав компании входит ряд заводов, в том числе севастопольский ЦКБ " Коралл" - единственный в СНГ проектировщик морских буровых платформ. Кроме того, ОМЗ располагает производственной базой на Волге: заводом "Красное Сормово" и монопольным российским производителем плавучих кранов "Нижегородским теплоходом". Объединение этих заводов с астраханским ССРЗ позволит строить морские буровые платформы на Каспии, практически не пользуясь услугами "чужих" предприятий.

Кроме того, благодаря судостроительным и машиностроительным мощностям в Санкт-Петербурге, холдинг получает возможность поставлять оборудование для морских буровых платформ в любую точку планеты. Руководство ОМЗ, судя по всему, не собирается довольствоваться только внутренним рынком, где, по данным корпорации, и так создает 60% всех морских буровых платформ. В середине этого года за 15 млн долларов приобретен ведущий мировой проектант морских буровых платформ компания Friede & Goldman Ltd (США, Хьюстон). В соединении с единственным отечественным проектантом, ЦКБ "Коралл", это приобретение дает ОМЗ возможности, которые по меньшей мере странно было бы использовать только на внутреннем рынке. Тем более что мировой рынок строительства и модернизации морских буровых платформ оценивается в 3 - 5 млрд долларов в год.

В ближайшее время следует ожидать активных действий ОМЗ по консолидации купленных заводов и налаживанию производства, в первую очередь на Каспии. Ни сил, ни средств на активные действия в других направлениях у ОМЗ, скорее всего, не хватит. По крайней мере, совет директоров компании в ближайшие полгода решил воздержаться от новых крупных приобретений. Единственное исключение составляет ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"". ОМЗ направило в МАП заявление на присоединение 75% акций компании и собирается приобрести ОАО еще до конца 2002 года. Однако покупка, по сути, фикция: 73% акций ОАО "СФ "Алмаз"" находятся в номинальном держании ЗАО "АКБ "Промышленно-торговый банк"", аффилированного с ОМЗ. Не исключено, что после этого ОМЗ начнет новый виток поглощений - по другому направлению работы.

Пермская область