Странные скачки

Москва, 02.12.2002
«Эксперт Урал» №45 (80)
2002 год оказался удачным для продавцов новых иномарок, неудачным для российских производителей и нестабильным - для всех. Эти тенденции, похоже, сохранятся

Второй год подряд рынок новых иномарок преподносит один и тот же приятный сюрприз - объемы продаж обгоняют самые смелые прогнозы. После прошлогоднего триумфального прироста, когда реализация новых иномарок в России по сравнению с 2000 годом удвоилась и достигла 80 тыс. штук, дилеры ожидали, что чуда больше не случится и начнется спокойный ежегодный прирост по 20 - 30%. Отдельные компании, например, Toyota, выпустившая в 2002 году на рынок новую Corolla и сильно обновленную Сamry, рассчитывали на рост около 50%, и тоже, как оказалось, поскромничали. Результат Toyota по итогам трех кварталов этого года почти на 90% выше прошлогоднего, и это далеко не самый впечатляющий пример.

Стабильности нет

По официальным результатам трех кварталов можно с уверенностью предсказать: итоги года зафиксируют в среднем 40-процентный рост рынка. За 9 месяцев в стране уже продано 75 тысяч новых иномарок - почти столько же, сколько было реализовано за весь 2001 год. Четвертый квартал, обычно достаточно продуктивный, может довести общую цифру продаж новых иностранных автомобилей в России до уровня 110 тысяч автомобилей.

Впрочем, как продемонстрировал уходящий год, планировать продажи в нашей стране по-прежнему очень трудно. Этот год начался со спада, зато летом, когда на авторынке обычно случается затишье, произошел необъяснимый взрыв потребления. "Не получается выстроить прямую проекцию от года к году, чтобы можно было помесячно планировать продажи, - говорит исполнительный директор компании " Уралфрансавто" (официальный импортер Peugeot) Григорий Балакин. - Нельзя добавить к каждому прошлогоднему месяцу 20 - 30% роста продаж и получить кривую один в один как в прошлом году. В какие-то месяцы это работает, в какие-то получилось плюс 100% или минус 50% к прошлогодним результатам".

Вопреки обычной рыночной логике, пиковым в этом году стал отпускной июль. Внеплановый ажиотаж привел к тому, что в автосалонах возник дефицит машин, дилеры принимали заказы на поставку автомобилей на несколько месяцев вперед. Однако заводы-изготовители работают в строгом соответствии с планом, который дилеры присылают за три месяца до того, как машина сойдет с конвейера. В отдельных чрезвычайных случаях срок от подачи заявки до получения автомобиля может сокращаться до одного месяца. Но, во-первых, такая возможность есть не всегда. Во-вторых, можно выпустить лишь ограниченный объем автомобилей. Таким образом, летний взрыв потребительской активности, который произошел не только в Уральском регионе, но и по всей стране, с одной стороны, существенно увеличил объемы продаж новых иномарок, с другой - все-таки не смог полностью удовлетворить спрос.

В конце лета и начале осени наступил спад, в то время как обычно в этот период начинается новый подъем продаж. Понятно: рынок не безразмерный, он насытился в результате летнего всплеска. А вот по поводу колебаний спроса, случившихся в первой половине 2002 года, комментариев у продавцов автомобилей нет. Для объяснения этого феномена информации пока недостаточно, и рассуждения ограничиваются туманными предположениями на тему макроэкономических процессов, влияющих на общий объем денежной массы в государстве.

Иномарка - не роскошь

Несмотря на отсутствие стабильности, результаты нелегкого года дилеры все же признают хорошими, правда, считают, что они могли бы быть еще лучше. Особенно по европейским машинам, цены на которые напрямую зависят от колебаний евро. Эти марки и в рублевом, и в долларовом эквиваленте с начала года подорожали на 10 - 15%, что ощутимо сказалось на спросе. "Курс евро до сих пор подвержен сильным колебаниям, - говорит генеральный директор компании " Автосалон МС" (дилер Skoda и Daewoo) Андрей Кононов. - И очень трудно объяснить покупателям, почему одна и та же машина в пятницу стоит на 300 - 400 долларов дороже, чем в понедельник. Естественно, мы стараемся идти на уступки и продаем автомобили по средневзвешенному курсу европейской валюты".

Другая причина, сдерживающая рост потребления иномарок, - отсталость кредитных механизмов покупки авто в регионах. Конечно, если сравнивать с прошлым годом, когда в кредит или лизинг машины почти не приобретались, 2002 год отмечен чуть ли не прорывом: в уральских автосалонах по схемам отсрочки платежа приобретено 10 - 15% всех автомобилей. В то же время московские показатели минимум в два раза выше региональных, и это объясняется не только более высокими зарплатами, но и тем, что процентные ставки кредитов, выдаваемых под приобретение автомобиля, и условия страхования машины, обязательные при покупке в кредит, в столице ощутимо выгоднее.

Рост продаж в этом году произошел по всем значимым маркам, кроме Mercedes. С этим брэндом в России весь год возникали проблемы, например, скандальные разоблачения серых схем растаможки. В результате российское представительство взяло взаимоотношения с таможней под полный контроль, что привело к существенному удорожанию новых машин. Итог: если в прошлом году официально продано 2576 новых Mercedes, то в этом году на 25% меньше - 2003 единицы.

Лидером рынка новых иномарок по-прежнему остается Daewoo: их за 9 месяцев продано в России 850. Однако из-за смены хозяина (им стал General Motors) и неопределенного будущего завода в Узбекистане прирост по этой марке оказался не слишком впечатляющим - чуть более 20%. К тому же, чтобы компенсировать убытки от падения производства, узбекскому заводу пришлось два раза повышать цены, и сегодня Nexia в базовой комплектации стоит в уральских салонах 8300 долларов, что сильно отличается от привычных 7000 долларов. Поэтому на пятки Daewoo все активнее наступает другой производитель недорогих автомобилей - Skoda. Ее в этом году покупали весьма охотно, продажи по сравнению с прошлым годом подросли на 40%.

О том, что иномарками всерьез заинтересовались далеко не самые обеспеченные автолюбители, свидетельствуют результаты продаж других иностранных компаний, выпускающих машины в ценовой категории до 10 тысяч долларов, в частности Renault (рост 60%). А чемпионом по динамике прироста продаж (250%) стала Hyundai c моделью Accent производства Таганрогского автозавода.

Семь раз отмерь

Российское автомобилестроение теряет позиции в собственной стране. Горьковский автозавод в этом году полностью снял с производства новую "Волгу-3111", а модель 3110 выпускает совсем небольшими объемами, 4 - 5 тысяч машин в месяц. Лидер легкового автомобилестроения АвтоВАЗ планирует второй раз за год остановить конвейер, и вместо прогнозируемого роста получит по итогам года снижение объемов продаж. Заводу приходится идти на снижение цен, хотя сам ВАЗ говорит о бонусах для дилеров, которым он отдает машины в октябре по летним ценам.

Очевидно, что потенциал российского автопрома исчерпан, цены достигли потолка, и потребительский интерес внутри страны имеет теперь отрицательную динамику. Авторынок страны приближается к новому этапу, когда импортных машин будут покупать больше, чем отечественных. Возможно, это произойдет уже в 2003 году.

Руководители ВАЗа, например, директор по корпоративному управлению Петр Нахаманович, стараются сохранять бодрый вид и заявляют, что в будущем году у населения страны будет по-прежнему повышенный интерес к продукции завода. При этом на складах завода остаются нереализованными 70 - 80 тысяч автомобилей.

Дилеры иностранных автомобильных компаний подобных заявлений не делают. Напротив, достаточно осторожно говорят о грядущих продажах. Генеральный директор компании " Тойота-Центр-Екатеринбург-Север" Павел Шестопалов прогнозирует рост по этой марке на уровне 20 - 30%, и это один из самых оптимистичных прогнозов. Представители других компаний пока подтверждают лишь заводской минимум - 15 - 20% роста.

Опасения во многом связаны с макроэкономикой: в 2003 году России предстоит выплатить самую крупную часть внешнего долга - более 18 млрд долларов, а это грозит дефицитом денежной массы в стране. В то же время все большее развитие в будущем году получат другие механизмы, которые как раз и предназначены для работы в условиях временного кризиса: кредит и лизинг. Как показали итоги этого года, эти схемы очень востребованы и в секторе дорогих, и в классе дешевых иномарок.

У партнеров

    Реклама