Переоценка земельных ценностей

Кадастровой оценкой на Среднем Урала занимался областной Комитет по землеустройству и Нижегородский информационный центр "Реформа". При оценке территории учитывались около ста показателей, объединенных в шесть групп: развитость транспортной и инженерной инфраструктур, наличие социальных объектов, экологические и геологические особенности территории, развитие сферы социально-культурного обслуживания. Принималось во внимание и функциональное использование земель: для каждого вида установлен специальный коэффициент, который в дальнейшем будет учитываться при расчетах.

За полтора года оценщики составили кадастры более 700 тысяч земельных участков в 1865 населенных пунктах сельского типа и 46 городах. Это дало возможность привести ставки земельного налога в соответствие с федеральным законодательством (они должны варьироваться от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости) и, исходя из них, рассчитать новые показатели стоимости аренды и выкупа земли во всех территориях. К примеру, стоимость земли под промышленными предприятиями Екатеринбурга в зависимости от зоны расположения участков и их функционального использования составляет теперь от 144 до 3500 рублей. Это больше прежней в разы.

Виктор Маслаков, заместитель министра по управлению госимуществом Свердловской области: "Нормальный рынок земли сложится через 10-15 лет"

- Нынешняя шоковая терапия для собственников земли - неизбежное зло?

- Почему зло? Мы сделали то, что должны были сделать давно: ушли от централизованной системы ценообразования. Раньше из Москвы спускались единые для всех территорий нормативы по налогу на землю, местная специфика не учитывалась. А ведь разные темпы развития регионов диктуют разные цены. Кадастровая методика позволяет оценивать каждый конкретный участок на месте. Хотя и этот механизм не идеален.

-А какой идеальный?

- Цену на землю должен определять рыночный спрос. А у нас есть рынок дач, садовых домиков, коттеджей, но не земли. Поскольку нет собственника, который может ее продавать, закладывать, дарить. Пока процесс полностью завершится, пройдет лет 10 - 15. Сейчас мы в самом начале пути: распределяем землю, которая уже находится в пользовании. В отсутствие рыночных механизмов определения ее стоимости используем то, что есть. Лучше кадастра, как показывает практика, для переходного периода ничего не придумано. Но и при такой оценке стоимость земли все равно получается ниже рыночной.

- То есть она еще увеличится?

- Напрашивается аналогия с рынком жилья. В 80-е годы его не было, но квартирами-то торговали! Ввели государственную оценку БТИ - цена жилья все равно получилась ниже, поскольку устанавливалась по формальным признакам. Любой, кому приходилось сталкиваться с куплей-продажей жилья, знает: реально заплаченная сумма и та, что фигурирует в документах БТИ, существенно отличаются. Это значит, что у нас до сих пор нет цивилизованного рынка недвижимости и миллионы рублей идут мимо бюджета. То же и с земельным кадастром, который все же точнее нормативов. Реальную цену мы получим, когда государство отпустит этот рынок от себя, и он перейдет на саморегулирование.

- Вы уверены, что будет спрос, притом что крупные землепользователи утверждают, что выкупить землю им не под силу уже сегодня?

- Тогда почему у нас в министерстве лежит порядка двухсот заявок на выкуп земли от промышленных предприятий? Думаю, все зависит от мотивации. К примеру, сегодня стремятся выкупить землю те, кто хочет повысить капитализацию предприятия, рассчитывает на иностранные инвестиции. Ведь в чем до недавнего времени была проблема: зарубежные инвесторы не спешили вкладывать средства в нашу промышленность, поскольку считали дикостью, что предприятия стоят на земле, которая им не принадлежит. Думаю, теперь ситуация изменится.

- Как будет решаться вопрос по Уралмашу?

- Главное - не рубить сплеча. Поймите, новая система земельных расчетов, порядок цен регулируются не нашим министерством, а федеральным законодательством. Мы заинтересованы в стабильной работе Уралмаша, но не можем, как в магазине, взять и сделать заводу скидку. Вместе с топ-менеджерами предприятий мы ищем компромиссные решения. Возможно, речь будет идти о более компактном расположении производственных мощностей. По нашим расчетам, завод вполне мог бы разместиться на 80 гектарах. Это позволит сэкономить при выкупе земли значительные средства.