Пермский мотор

Спецвыпуск
Москва, 02.12.2002
«Эксперт Урал» №45 (80)
Экономические принципы губернатора прикамья Юрия Трутнева

С Юрием Трутневым мы беседовали на следующий день после его возвращения из США, где он в составе российской делегации принимал участие в международном инвестиционном форуме. Подписанных контрактов не привез.

По словам губернатора, на столь представительных международных встречах западные инвесторы принимают решения в принципе: работать им с Россией и ее регионами или нет. И разговор наш пошел не столько о результатах форума, сколько о подходах администрации Пермской области к инвестиционной политике.

- Юрий Петрович, ваше выступление на пленарном заседании бостонского форума было критичным по отношению к ситуации в России. Как это соотносится с целью привлечь инвестиции?

- Я не собирался выступать в роли ярмарочного зазывалы, просто сформулировал те проблемы, которые препятствуют улучшению инвестиционного климата на уровне региона и на уровне федерации. Это важно понять западному бизнесу.

- Что это за проблемы?

- Прежде всего низкие объемы налоговых полномочий регионов. В США сейчас идет настоящее соревнование между отдельными штатами: каждый старается до минимума уменьшить бюджетные расходы и снизить налоги. (Например, в одном из городов США из-за проблем в налоговых отношениях с властями сворачивается завод корпорации Boеing и переносится в другой штат: выгоднее построить новый завод, чем платить высокие налоги.) У нас тоже снижаются текущие расходы бюджета по тем или иным направлениям без уменьшения самого бюджета - это замечательно. Проблема только в том, что нет возможности сделать следующий шаг: соответствующим образом снизить налоги, чтобы создать для предприятий больший интерес регистрироваться в Пермской области. Сам объем налоговых полномочий, оставленных нам федерацией, очень мал. В центре почему-то убеждены, что если регионам добавить налоговых полномочий, то они обязательно задерут планку налогов и социальных расходов, чтобы удушить предприятия до конца. Уверяю, в Пермской области ничего подобного не произойдет: нам нужны дополнительные налоговые полномочия для того, чтобы дать предприятиям больше возможностей и улучшить конкурентоспособность региона по отношению к другим территориям. Мы убеждены, что могли бы оперировать бюджетными расходами еще более эффективно и снизить объем налогообложения.

- Может, в центре опасаются, что в других регионах рассуждают наоборот?

- Можно установить верхнюю планку: ограничить субъекты в увеличении налогов. Но дать им возможность для уменьшения в достаточно широком диапазоне.

- Что именно может сделать региональная администрация для повышения инвестиционного рейтинга региона?

- Для начала надо этот рейтинг получить. А вот пример наших возможностей: с 2003 года в Пермской области будет предоставляться инвестиционная налоговая льгота. Это имеет значение для инвесторов. К сожалению, не столь большое, чтобы Boеing перенес завод к нам в Пермь.

- Возвратимся к Бостону. Можно ли говорить о конкретном результате вашего участия в форуме?

- У меня были переговоры с президентом Pratt&Whitney. Разговор шел о дальнейшей работе этой компании в качестве акционеров "Пермских моторов". Меня интересовало, что будет с инвестициями, с уставным капиталом, с пакетом, который сегодня принадлежит "Интерросу" (холдинговая компания "Интеррос" намерена продать пакет акций ПМ, и P&W - наиболее вероятный покупатель. Сделка позволит американской компании полностью контролировать ПМ. - В.Н. ).

Другой важный разговор был с одной из групп, которая планирует инвестировать средства в инженерную инфраструктуру Пермской области. Во всяком случае, полмиллиона долларов на проектную проработку ею уже выделены.

Инвестиции в Пермскую область составляют миллиард в год, из них 85% - отечественные деньги. Основной объем средств в экономику и России, и Пермской области пока вкладываем мы сами. Но если будет вкладывать и остальной мир, наша экономика оживится.

- Каковы инвестиционные тенденции по Пермской области?

- Значительное количество денег мы всегда вкладывали в недра и в переработку полезных ископаемых.

Очень большие средства инвестированы в "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез". Сегодня это предприятие находится на том уровне технологий, когда продолжения инвестиций в таких масштабах не требуется. Некоторый спад есть по нефтяной отрасли, он объективен. Большая часть программы реконструкции нефтеперерабатывающего комбината закончилась. В Пермской области достаточно изучены недра по полезным ископаемым, в частности по нефти, и, конечно, вкладывать большие деньги в разведку нефтяники сейчас не будут. Нам предстоит очень серьезный этап - нужна переориентация инвестиций на те сектора экономики, которые всегда считались более "тяжелыми" - машиностроение, деревообрабатывающая промышленность, наукоемкие производства.

- А готов ли инвестировать в экономику региона фондовый рынок?

- Сегодня в России нет системы взаимоотношений крупных собственников с миноритарными акционерами. Поэтому любые портфельные инвестиции носят очень сомнительный характер. Мы об этом долго с P&W беседовали, и они никак не могли понять: в России быть неосновным акционером, без контрольного пакета, крайне убыточно. К сожалению, за длительное время существования рыночной экономики почти никто не работает в системе корректного формирования прибыли и выплаты дивидендов. Соответственно тот, у кого контрольный пакет, получает все, остальные не получают ничего. И мужественно борются за то, чтобы хоть что-то получить.

Поэтому структура инвестиций соответственно такая же. В основном это стратегические инвестиции: собственник, владея одним предприятием, выкупает контрольные пакеты родственных, смежных и вкладывается в них. Пример - строительство холдинга вокруг Губахинского коксохимического завода. Остальные инвестиции, такие как покупка неконтрольного пакета, чаще всего связаны не с перспективами работы, а с попыткой достичь контроля над предприятием.

- Но это же ненормально, когда инвестиционный потенциал Пермской области слишком зависит от "ЛУКойла"?

- Сегодня это так: спад инвестиций связан со стратегией компании "ЛУКойл", которая в основном работает на территории Пермской области. Но ведь никто не сказал, что только "ЛУКойл" должен здесь заниматься нефтеразработками. На малых месторождениях должны и могут работать малые компании. И интерес у них есть, надо принять меры, раскрывающие рынок.

По недрам мы не ограничиваемся только нефтью. Выход нескольких компаний на рынок разведки месторождений алмазов очень важен для будущего Прикамья. Есть и другие полезные ископаемые, по которым мы создали рабочие группы, чтобы попытаться активизировать их освоение, это уже вопрос стратегии развития региона.

- Приток инвестиций определяется стратегией развития региона?

- Тут есть тонкая грань. Когда мы перечисляем факторы, которые снижают инвестиционную привлекательность и мешают развитию бизнеса, одной из первых называется высокая степень концентрации власти в руках государства. То есть государство и слишком сильно вмешивается в экономику, тормозя ее развитие, и в то же время недостаточно вмешивается, чтобы ее развивать. Механизмов государственного регулирования не так много, и использовать эти инструменты надо очень аккуратно. Мы занимаемся выстраиванием стратегии отраслевого развития Пермской области и считаем, что должны это делать для повышения ее инвестиционного потенциала. Мы анализируем состояние каждой отрасли и определяем, в чем государство может быть полезно для ее развития. Скажем, по лесной промышленности нам понятно, что нужно заниматься дорогами, создавать условия для инвестиций в перерабатывающее оборудование. Но выстроить приоритеты развития, например, авиастроения в масштабах Пермской области невозможно. Это федеральная задача, и единственное, что мы можем сделать, - сформировать предложения к федерации. Есть наша позиция: надо развивать авиастроение. Но есть и позиция ВТО: вы должны снять таможенные пошлины на импорт самолетов. Если мы их снимем, то разговор на эту тему можно будет заканчивать.

- Можно подробнее по поводу общенациональной рабочей группы по авиастроению?

- Пока это только идея, реализации которой мы добиваемся. Мы, конечно, можем собрать несколько губернаторов, которые заинтересованы в развитии соответствующих предприятий у себя на территории. Подключим науку. Но без правительства обсуждать эти проблемы бессмысленно. У авиастроения в России должен быть статус президентской программы.

Выстраивание стратегии развития региона должно быть отраслевым, а в отношении крупных предприятий - индивидуальным. Общее поле действий понятно: надо уменьшить налоги, количество административных барьеров, улучшить инфрастуктуру, поработать с пакетом законов. Собственно, и все. Здесь Пермской области даже есть чем похвастаться. А вот когда переходим к индивидуальным проектам, все гораздо сложнее. Есть проблема с тем, чтобы на "Велту", которая находится в стадии банкротства, пришел стратегический инвестор. Перед нами очередная головоломка, и мы обязаны ее решать. По Мотовилихинским заводам, могу честно признаться: с нашей стороны было вмешательство в кадровую политику собственников. Мы им сказали: уполномоченные вами управленцы не в состоянии спасти предприятие, посмотрите на проблемы внимательней. Появился новый менеджер. Искусство управления в том и состоит, чтобы разобраться, какие меры необходимы в каждом конкретном случае.

- Юрий Петрович, отношение западных инвесторов к России меняется?

- Не так заметно, как нам бы хотелось. Когда они оценивают нас как объект экономических взаимоотношений, то принимают во внимание, что совокупные активы всех российских банков составляют одну десятую активов одной банковской группы CityВank. А капитализация всех российских предприятий - на уровне капитализации компании Nokia.

Проблема проста: 95% экономики мира объято ВТО. Этот поезд движется вперед. Мы стоим на перроне, раздумывая, брать ли билет: цена кусается. Мы можем заплатить и поехать, а можем остаться. Единственное, что сегодня можно отнести к позитиву, это рост стабильности и прогнозируемости. В этом плане инвесторам в России стало легче работать. Во всем остальном - нам очень много надо сделать, чтобы догнать этот поезд, не говоря уже, как сесть в вагон.

У партнеров

    Реклама