Увидеть Белоснежку и умереть

16 декабря 2002, 00:00
  Урал

В мире лишь несколько сказочных сюжетов. Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе, видоизменяясь в зависимости от места и времени. У каждого народа есть своя Баба-Яга, Золушка, и, конечно, Белоснежка. Разные национальные традиции меняют лишь окружение героинь. Русские возвышенны и широки душой, и нашу Белоснежку - Мертвую царевну - опекают не гномы, а богатыри.

В постановке екатеринбургского Института танца под руководством Олега Петрова известный сюжет интерпретируется по Фрейду. Белоснежка выступает соблазнительницей для лесных жителей мужского пола. А поскольку данс-спектакль создавался на берлинской сцене и только потом был перенесен на уральскую почву, героями становятся не богатыри, а просто "Семь братьев". Так постановка и называется.

В классическом варианте известной сказки гномов (богатырей) жаль: они такие славные, но им ничего не достается. Разве что на свадьбу пригласят, а там, сами знаете, по усам течет - и не больше. В "Семи братьях" наконец-то торжествует справедливость: герои не обделены. Они получают самое желанное - Белоснежку. Танцуют с ней, любят ее - и погибают.

Содержательно нетрадиционное решение спектакля поддерживается столь же нетрадиционным формальным. Прежде всего - музыкой. Пластическая драма, некоторыми зрителями читаемая буквально ("Они умирают от СПИДа", - шепчут в соседнем кресле), разворачивается на фоне духовной музыки XVIII столетия. Немного в мире произведений, равных "Stabat Mater" ("Мать скорбящая") Джованни Перголези по прозрачности, нежности и чистоте. Благодаря музыке действие возвышается до уровня символов и обобщений.

Сценография также максимально уводит от конкретики. Нереальный голубой свет то ли луны, то ли просыпающегося солнца заливает сцену: пелена, дымка, сон, воздух. Основа оформления - колпаки (все-таки семь братьев ближе к гномам, чем к богатырям: просто не успевают дорасти). Из колпаков строятся "воздушные замки". Колпаки-сперматозоиды на головах героев-мальчиков нитями связаны с небом: небо держит мужчину. Белоснежка предельно реалистична, она олицетворяет земное женское начало, которое в конце концов и побеждает. И губит. Ее партия даже не танец, скорее акробатический этюд, а дуэт с яблоком - пластический диалог с воплощением соблазна.

Составляющие спектакля, отдельно взятые, кажутся трудно сочетаемыми. Однако Ольге Паутовой удается соединить их так, что никаких швов наружу, все естественно и гармонично. Ставшая лауреатом "Золотой маски" за сценографию, теперь она выступает автором всего спектакля - либретто, постановка, сцена, костюмы, свет. Благодаря музыкальному ряду и сценическому оформлению конкретный сюжет приобретает максимально символический смысл. Проснуться, вкусить и умереть - чем не формула земного существования?

Екатеринбург