Застывшие на старте

Людмила Колбина
17 февраля 2003, 00:00
  Урал

Пока правительство тормозит реформу РАО ЕЭС, бизнес строит модель энергетического рынка

Реформа энергетики затронет интересы рядовых россиян не менее чем через пять лет. Такими, очевидно, станут итоги второго чтения законопроектов реформирования РАО ЕЭС, которое должно начаться в Госдуме. Вывод напрашивается, исходя из логики заявлений первых лиц государства - президента и премьера. Напомним, что два месяца назад Владимир Путин вмешался в процесс реформирования энергосистемы, поручив доработать документы, появление которых инициировано менеджментом РАО ЕЭС и поддержано правительством. По его мнению, реформа могла привести к "тяжелым социальным последствиям". Несмотря на то, что первое чтение правительственные законопроекты прошли еще 9 сентября, начало второго чтения тормозится по просьбе того же правительства. Его перенесли с 22 января на середину февраля, поскольку представители центристских фракций думы предложили поправки, одобренные премьером Михаилом Касьяновым. За всеми хитросплетениями читается одно: стране усиленно предлагают реформировать РАО ЕЭС на новых, более мягких условиях. У энергетической революции, объявленной Чубайсом и Ко, меняется физиономия.

Свежие поправки в проект энергореформы значительно усиливают роль правительства. Внесены три важных изменения. Во-первых, изъято упоминание о дате запуска свободного рынка электроэнергии (по проектам РАО ЕЭС это был 2005 год) - правительство само определит новую дату. Во-вторых, оно же будет принимать решение о поэтапном переходе в рынок отдельных регионов в зависимости от их готовности. В-третьих, правительство гарантирует поставки электроэнергии для населения и бюджетников по госрасценкам в течение первых трех лет либерализации рынка. Это означает сохранение перекрестного субсидирования - одной из главных (наряду с тарифами) болезней энергосистемы как минимум до 2008 года.

Что означает смена идеологии в реформе электроэнергетики? Менеджмент РАО "ЕЭС России", который ведет себя уже более мягко, поспешил заявить, что вариант поправок не противоречит цели реформы - созданию свободного рынка электроэнергии. Но для старта рыночных отношений в команде Чубайса все еще считают оптимальным 2005 год. Один из аргументов: это будет первый после выборов, а значит, политически спокойный год. Оптимизм РАО ЕЭС вынужденный: до смертельного исхода отрасли как будто далеко, но и медлить нельзя. Доктор же в лице федерального центра не спешит. На Западе либерализацию рынка электричества провели десять лет назад, как только появились необходимые информационные технологии. В России реформу "подвесили", впрочем, наряду с другими, которые должны идти параллельно, например ЖКХ. Все вязнет в неопределенности: рынок заработает неизвестно когда, а это пугает бизнес и инвесторов, задерживается принятие законов, определяющих, кто за что отвечает. Опасное это занятие - ничего не делать.

Пока наверху усиленно давят на тормоза, в регионах, в частности на Урале, машина энергореформирования уже запущена: проступает конфигурация будущего энергетического рынка, отдельные сегменты уже вполне сложились.

- Наши промышленники должны быть готовы к тому, что уже в 2004 - 2006-м киловатт/час станет товарной единицей, цена будет формироваться на рынке производителями и потребителями. Для предприятий, которые не будут к этому готовы, наступят тяжелые времена, - уверен Дмитрий Подузов, исполнительный директор инвестиционно-инжиниринговой Уральской энергетической компании (УЭНКО).

Московская компания " Дизаж-М", в которую входит УЭНКО, один из 30 учредителей и участников (наряду с ЕвразХолдингом, УГМК, Сибуром, Русалом, Северсталью) некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы" (АТС). Ровно половина акций партнерства, которое называют иначе энергобиржей, в руках дочерних структур РАО ЕЭС, другая - в коммерческих. Предположительно до 2005 года биржа будет закрыта. Продавать и покупать электроэнергию смогут только те, кто вошел в НП АТС. По прогнозам учредителей, в мае-июне начнутся первые реальные торги по свободным ценам: на продаже 5 - 15% общего объема электроэнергии будет отрабатываться рыночная модель.

Крупнейшие холдинги, которые сейчас активно создают сбытовые компании, в первую очередь будут покупать (поставлять) электроэнергию для своих предприятий. Средние и мелкие предприятия, не имея средств на выполнение всех условий для вхождения в рынок, например на установку систем коммерческого учета, рискуют потерять техническую возможность приобретать электроэнергию у сбытовых компаний. На уральском рынке представлено множество систем коммерческого учета от разных производителей. Предложение значительно превышает спрос, и за год цены на этом рынке упали на 10%. Более-менее стабилен спрос только на энергоаудит: собственники и менеджеры, кажется, понимают, что для начала в своем энергохозяйстве надо навести порядок. В регионе услуги предлагают 12 - 15 компаний.

В АО "Уралэнерго" уверены, что правительственная корректировка реформирования энергетики свидетельствуют об ответственности его за население. Неторопливость, хотелось бы надеяться, означает, что скрупулезно просчитывается каждый шаг. Как бы там ни было, все региональные АО, входящие в систему Уралэнерго, имеют собственный детальный план действий, продолжают готовиться к рынку: создают новую систему управления, обучают менеджмент, активно внедряют энергосберегающие технологии. "Мы приблизились к стартовой линии, - говорит первый заместитель генерального директора Уралэнерго Александр Смык, - провели инвентаризацию имущества, создали инфраструктуру рынка. В тестовом режиме он уже работает, дайте отмашку и поехали. Страна понимает, что реформа все равно будет, конструкция ее прописана: бизнесы будут разделены на монопольный (сетевые компании) и рыночный (генерирующие и сбытовые)".

Все бы хорошо, если бы не одно но... Пока АО-энерго замерли на старте, отложив создание собственных сбытовых компаний, у них под боком появляются независимые сбытовые компании, забирающие себе крупных потребителей. В итоге в бюджетах возникают выпадающие доходы, а нагрузка на остальную промышленность из-за перекрестного субсидирования возрастает.

По этому поводу РАО ЕЭС обратилось к правительству: либо движемся параллельно с независимым бизнесом и реформируемся, либо пусть стоят все - и мы, и он. В Федеральной энергетической комиссии, наоборот, полагают, что надо как можно шире открыть ворота для независимых энергосбытовых компаний, тогда быстрее нарушится баланс, который устанавливают РЭКи на местах, и воцарится в хорошем смысле слова хаос. Он заставит администрации субъектов Федерации быстрее уйти от перекрестного субсидирования. Ушли же от него совсем в Перми, чем другие хуже? Было бы желание. Пока реформа энергетики напоминает тяни-толкая: с одной стороны, хорошо бы отстояться, демонстрируя заботу правительства о нуждах простого россиянина, с другой - надо бы рвануть вперед, чтоб уйти поскорее от нерыночных перекрестых платежей.

А что же уральский бизнес? Два года назад на большом энергетическом совещании в резиденции губернатора Свердловской области он предлагал федеральным властям и менеджерам РАО ЕЭС как можно скорее начать распродажу или сдачу в аренду с правом выкупа ГРЭС, требующих модернизации. На одну положил глаз СУАЛ, на другую НТМК, на третью УГМК... Сегодня на нашу просьбу прояснить позицию по поводу реформирования энергетики региона PR-службы ряда холдингов ответили дружным: "Без комментариев". Но это вовсе не значит, что позиции у бизнеса нет как таковой. Например, в столичных деловых кругах появились слухи, что группа МДМ Андрея Мельниченко и "Базовый элемент" Олега Дерипаски уже готовятся выдвинуть своих представителей в Совет директоров РАО ЕЭС. Владельцы алюминиевых заводов и угольных копей знают: энергетика хороша даже в "замороженном" виде.