Три пятилетки счастья

17 марта 2003, 00:00
  Урал

Идеолог промполитики Свердловской области Галина Ковалева уверена: решать задачи, поставленные властью, бизнесу - одно удовольствие

В первой декаде марта свердловские власти провели в Италии презентацию "Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года". Таким образом, дан старт кампании представления "базового экономического документа Среднего Урала" иностранным деловым и политическим элитам. За Италией последуют Германия, Франция, страны Юго-Восточной Азии. Между тем в самой Свердловской области представители бизнеса все чаще высказывают критические оценки в адрес "Схемы".

В рамках годового проекта "Эксперт-Урала", имеющего целью изучение промышленных стратегий десяти субъектов, на территории которых выходит журнал, сегодня слово предоставляется Свердловской области. Главный редактор журнала Виктор Белимов и руководитель аналитического центра "Эксперт-Урал" Дмитрий Толмачев встретились с основным идеологом "Схемы", первым вице-премьером, министром экономики и труда правительства Свердловской области Галиной Ковалевой. В этом номере вы также найдете оценки представителей промышленного и банковского сообщества региона.

В.Б.: Галина Алексеевна, не слишком ли далеко вы пытаетесь заглянуть. Сбудутся ли прогнозы?

- А они уже не сбываются. Мы идем опережающими темпами. И в ответ тем экономистам, кто гадает, сбыточный у нас прогноз или нет, я говорю: ах, как это хорошо, что уже сейчас заработная плата увеличивается более быстрыми темпами, чем мы ожидали. Мы ведь эту программу не ради программы создавали, а чтобы повысить качество и уровень жизни населения. Я полагаю, раз в три года в среднесрочной перспективе цифры будут меняться.

В. Б.: Как создавалась "Схема"?

- Это работа не только нашего министерства. Здесь труд отраслевых союзов, предприятий всех отраслей, академических институтов. Импульс, поверьте, шел от наших базовых предприятий. Они извещали о своих планах развития до 2015 года, а мы как органы власти оценивали, хватит ли у нас производительных сил - трудовых ресурсов, инвестиций, объемов минерально-сырьевой и энергетической баз, чтобы обеспечить выполнение этих планов. Кроме того, правительство области второй год подряд отрабатывает программу реконструкции, технического перевооружения на предприятиях. Приоритет, инвестиционные и льготные кредиты мы будем отдавать тем проектам и направлениям, которые проработаны в "Схеме".

Д.Т.: Насколько в целом велика роль областного правительства в управлении экономикой? Является ли "Схема" квинтэссенцией шагов, которые будут делать бизнес, федеральные и региональные власти?

- Нет, это скорее стратегическая перспектива, которую мы должны видеть. Что касается роли областной власти, губернатор и правительство приняли самое непосредственное участие в формировании промышленной политики текущего периода и периода рыночного реформирования, начиная с темпов приватизации, создания малого бизнеса, крупных экономических структур. По той рыночной теории, когда крупные корпорации создают основу регионального продукта, и по теории "лис" и "мышей", когда средние и мелкие предприятия должны быстро адаптироваться к потребностям в том числе региона, создавать локальные рынки, мы действовали стратегически правильно. Мы поддерживали образование крупных ФПГ и создание мелкого торгового бизнеса. Мы приняли концепцию развития банковской инфраструктуры, малого бизнеса. Мы свою роль в управлении экономикой видим, как видим и то, что экономика развивается и соцсфера подтягивается.

Д.Т.: Насколько экономически оправданно опираться только на ресурсы субъекта?

- Один из главных выводов "Схемы" - у нас недостаточно сырьевых ресурсов. Их надо привлекать со стороны, как и энергетические, трудовые. Поэтому губернатор не раз ставил вопрос перед президентом и правительством РФ о том, что такая "Схема" должна опираться на конкретные внутренние ресурсы страны.

Д. Т.: Почему в "Схеме" фигурируют планы только в объемах произведенной продукции. А как же производительность труда, рентабельность?

- Конечно, производительность труда должна войти в систему макроэкономических показателей развития страны. И мы в контрольных цифрах обязательно на этом останавливаем свое внимание. После чего работает соответствующая комиссия по прибыльности предприятий под моим руководством.

Д. Т.: Но ведь предприятие может написать себе какие угодно показатели...

- Мы их проверяли, сопрягали территориальный и отраслевой разделы. И многие планы, которые не вписывались в территориальную реальность, пришлось корректировать.

В. Б.: А давления на бизнес с вашей стороны не было?

- Что удивительно, с самого начала был консенсус.

В. Б.: Почему удивительно?

- Потому что раньше предприятия даже в рамках месячного прогноза говорили: у нас есть собственники, мы не знаем, как через год будем развиваться, а вы говорите о перспективе в 15 лет. Пришлось подтянуть собственников. Потом их стало достаточно много на территории, комплексы оформились, и собственники уже с удовольствием и активно решали эти задачи.

В. Б.: Учитывали ли вы при разработке "Схемы" тот факт, что в ХМАО с увеличением производительности труда высвободится до 350 тыс. человек, а в Западной Сибири много градообразующих предприятий просто закроется, так как они были построены исходя из соображений безопасности СССР и сегодня экономически неэффективны?

- Да, мы исходили из того, что у нас единое экономическое пространство. Мы посмотрели, какие миграционные потоки довлеют на территории Свердловской области. И у нас есть опасность появления "мертвых городов", в частности Североуральск. Мы разрабатываем специальную программу, которая будет показывать, как будут развиваться отдельные территории, города, включая те, что могут попасть в очень тяжелую ситуацию. Мы считаем, что такой инструмент нужен и в ХМАО. Здесь роль региональных властей велика: это и увеличение объема заказа в сфере образования, и управление потоками трудовых ресурсов.

В. Б.: Как будет меняться роль правительства по мере развития экономики?

- Сегодня спор об этом идет очень серьезный. Есть предложения правительства РФ о сокращении роли государства. Мы ставим вопрос несколько иначе - о серьезном изменении качественной роли государства, возможно, при ее количественном сокращении. Без серьезной промышленной, банковской, инвестиционной, фондовой политики со стороны государства никаких инвестиций, которых должно быть в десятки раз больше, нам не дадут. Один пример: как только убрали инвестиционные льготы по налогу на прибыль, объем инвестиций упал по России в пять раз. Скорость, с какой на федеральном уровне пытаются манипулировать различными налогами, не способствует динамичному развитию экономики.

В. Б.: Мне показалось, что "Схема" не учитывает такой момент, как централизация. Сегодня в ее основе не ЦК КПСС, а собственность. Многое принадлежит Москве - это экономический фактор. Есть и политический. Не изменят ли они вашу "Схему" до неузнаваемости?

- У собственников, где бы они ни находились, есть привязка к минерально-сырьевой базе: вы же не перенесете предприятие на Садовое кольцо... Да, в отдельных штрихах могут быть какие-то подвижки, качественная или инвестиционная перестройка, но не географическая.

В. Б.: Но ведь и собственники могут меняться. Кто ожидал последних шагов от Вексельберга, кто знает, что думает "Норильский никель" об УГМК?

- Собственников мы выращивали. У них есть необходимость учитывать ресурсы территорий, поэтому они так или иначе приходят и согласовывают свои намерения. Иначе им будет сложно входить на территорию и реализовывать свои планы, если они не подкреплены соответствующими ресурсами территорий, которые мы в тех или иных схемах, планах и инвестиционных инструментах предоставляем. Думаю, пока не изменилась Конституция и государство федеративное, инструменты влияния на региональные процессы у нас будут.

В.Б.: Вы много говорите о вертикально-интегрированных компаниях. Губернатор Россель, давая интервью "Эксперту", тоже не без гордости заявил, что ему достаточно собрать пять человек, чтоб представлять все, что происходит в экономике. Насколько эффективна ставка на крупную экономику, которую некоторые еще называют феодальной?

- Крупнейшие корпорации дают основной объем производства, а средние и мелкие приспосабливаются к их потребностям. Так живет мир. У нас крупный бизнес дает 60% объемов производства. По 40% надо еще работать. Это не значит, что мы малый бизнес игнорируем. Он, можно сказать, детище губернатора.

В. Б.: Что нужно делать, чтобы малый бизнес пошел в рост?

- Создать фонды поддержки малого бизнеса во всех муниципальных образованиях, открыть программы микрокредитования. Сегодня правительство области поставило задачу - в каждом небольшом населенном пункте создать малое предприятие по жизнеобеспечению населения коммунальными услугами. Здесь и кредиты на составление бизнес-планов и в целом организующая роль государства, которое понимает, что надо развивать конкурентную среду в ЖКХ.

В.Б.: А само население это не понимает?

Что вы! Даже товарищества собственников жилья приходится сверху продавливать. Население пока еще считает, что государство все должно преподнести на блюдечке. В Первоуральске мэр дал поручение создать товарищество собственников жилья в доме, где живут муниципальные служащие, чтоб показать пример населению. Сейчас этот эксперимент завершается. Будем смотреть.

О чем говорится в "Схеме"

Главная цель - создание экономики, обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни. Достигаться эта цель будет в основном за счет собственного ресурсного потенциала Свердловской области. Схема включает общую характеристику и анализ этого потенциала, отраслевые и территориальные направления и приоритеты развития производительных сил, перечень важнейших инвестиционных проектов.

Предполагается, что к 2015 году валовой региональный продукт вырастет в 2,8 - 3,4 раза (по отношению к 2000 году), реальные доходы населения - в 3,4 - 4,2 раза, инвестиции в основной капитал - в 6,5 - 7,6 раза. Доля машиностроения в структуре промышленного производства увеличится с 16 до 28%, доля металлургии снизится с 54 до 41%, доля сектора услуг в ВРП области вырастет с 40,5 до 49,5%.

Поскольку в "Схеме" есть закрытые цифры, полный доступ к ней имеют те, кому разрешено работать с секретными документами. С базовыми материалами "Схемы" можно познакомиться на сайте Министерства экономики и труда Свердловской области по адресу: http://www.midural.ru/minek/RPS/RPS.htm