Тонкости политического маркетинга

Чем ближе выборы в Госдуму, тем чаще элиты задумываются, как и за сколько продать себя избирателю

Зачистка руководящего состава на федеральных телеканалах, избрание на новый срок председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова, активизация деятельности отдельных политиков и партий готовят нас к главному политическому событию года - декабрьским выборам в Государственную думу. Представители деловой элиты задумались: как им участвовать в выборах - на правах ли рядового избирателя, спонсора одной или нескольких политических группировок, а может, кандидата? Опытные политики и бизнесмены прощупывают почву, консультируются с экспертами, составляют сметы. Попробуем и мы разобраться: каковы правила игры, чем предстоящие выборы будут отличаться от прежних и сколько стоит избирательная кампания.

Партия - наш рулевой

С вступлением в силу нового выборного законодательства руководители субъектов федерации, влиявшие прежде на результаты любых выборов на подведомственной им территории, теряют рычаги. У губернаторов, например, отобрали один из главных выборных инструментов - избирательные комиссии. Раньше избиркомы субъектов федерации формировались законодательной и исполнительной властью региона на паритетных началах, из общего состава выбирали председателя комиссии. Сейчас два члена избиркома назначаются Центризбиркомом. Из них и выбирается председатель. Решения ЦИК отныне обязательны для нижестоящих комиссий. Связи губернаторов с начальниками ГАИ и налоговых инспекций также утратили значимость: нынешний закон прощает кандидатам забывчивость при заполнении предвыборных деклараций о доходах и наличии имущества.

Общественные организации теперь не могут выдвигать кандидатов в исполнительные и законодательные органы власти. Закон гласит: "Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти". Региональные элиты, таким образом, вынуждены договариваться с федеральными политическими партиями о выдвижении "своих" кандидатов во власть.

На думских выборах основная борьба между партиями развернется за 225 мест, которые делятся "пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками". В 1993 году в выборах в Госдуму участвовало 35 общественных объединений, в 1995-м - 111, в 1999-м за избирателя боролись уже 139 политических общественных объединений. Теперь, в связи с монопольным правом партий выдвигать кандидатов, число претендентов на депутатские мандаты по спискам резко уменьшится.

Сегодня перерегистрацию прошли всего 34 партии. Финансовых средств и организационных ресурсов на участие в выборах хватит максимум у двадцати. Но даже раскрученным брэндам, вроде "Единой России", КПРФ, СПС, "Яблока" и ЛДПР, придется раскошелиться, чтобы преодолеть 5-процентный барьер. Закон говорит, что избирательный фонд объединения или блока не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 тысяч раз (почти 2,4 млн долларов). Эта сумма далека от действительности: партия, всерьез рассчитывающая на победу, должна потратить не менее 500 тыс. долларов на каждый среднестатистический регион. Таким образом, реальная стоимость кампании на порядок выше установленной законом. Практика показывает, что черная партийная касса формируется за счет спонсоров в обмен на "проходное" место в списке. Говорят, это стоит миллион долларов за место. Отдавать деньги нераскрученным партиям не рекомендуется: не сыщешь потом ни денег, ни партии...

Для региональных элит "проходные" места в списках крупных федеральных партий - мечта зачастую несбыточная. За эти места идет подковерная борьба между искушенными в интригах московскими партаппаратчиками и представителями федеральных ФПГ. Чтобы попасть в первые строчки списка, надо все бросить и какое-то время буквально жить в столице, в исполкоме партии, чтобы быть в курсе внутрипартийных интриг, оказаться в нужное время в нужном месте. Регионалы, как правило, не располагают такими возможностями. Но им вполне можно побороться за 225 мест, распределяемых по одномандатным округам.

Это гордое имя - одномандатник

Выдвижение от федерального избирательного объединения или избирательного блока дает определенные выгоды. Строчка в бюллетене выглядит привлекательнее, если фамилию сопровождает указание на принадлежность к какой-либо партии. К тому же сбор подписей в поддержку кандидата-одномандатника и выдвинувшей его партии можно вести одновременно: экономия средств и времени.

Если с партфункционерами договориться не удалось, закон позволяет самовыдвижение, а также выдвижение от группы избирателей (количеством от трех человек). Для регистрации кандидата достаточно собрать подписи одного процента избирателей округа - в среднем около 5 тысяч. Такая процедура повысит и узнаваемость кандидата. Если этим заниматься некогда, внесите избирательный залог в 300 тыс. рублей. Очень важно вовремя сформировать штаб поддержки. Желательно, чтобы в него входили не только ваши подчиненные. Работники штаба должны связывать успех кандидата с личными перспективами: новыми возможностями, карьерным ростом, премиями.

Полезно прочесть несколько умных книжек про выборы, хотя бы для того, чтобы увидеть, насколько теория далека от практики. Не стоит пренебрегать услугами профессионального политконсультанта: даже познакомившись с пособием по хирургии, вы же не возьметесь вырезать аппендицит... Нужно найти хороших PR-помощников. Оглянитесь, наверняка в вашем регионе работают высококвалифицированные местные специалисты. Обратитесь к знакомым депутатам: им ведь кто-то помог выбраться. Безусловно, лучше работать с политконсультантами, рекомендованными людьми вашего круга. Возникнет более доверительная атмосфера между кандидатом и привлекаемыми специалистами, у них появится ответственность за итог кампании. Такие политологи не исчезнут сразу после выборов, может быть это приведет к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству. Меньше доверия вызывают залетные "профи", обычно с московским акцентом. Не стоит переплачивать столичным PR-структурам, которые, взяв комиссию, привлекут к работе тех же местных специалистов. К тому же у столичных пиарщиков начисто отсутствует ответственность за судьбу кандидата. Один пример: во время выборов главы исполнительной власти Республики Алтай москвичи вели кампанию бравого генерала МВД. За каких-то три месяца они рассорили кандидата даже с его лучшими друзьями. В результате тот и во второй тур не вышел, и репутацию потерял. Москвичи улетели восвояси, а генерал со стыда ушел в запой.

Переоценивать труд пиарщиков тоже не стоит. Залог успеха - кандидат, его команда. Обязательно выберите надежного человека, который будет контролировать все и вся: напечатан ли нужный тираж листовок, как он распространяется и т. д. Выбор стратегии и тактики зависит как от личности кандидата, так и от социально-экономической характеристики электората. В любом случае тщательно взвешивайте все решения. Опасайтесь высокозатратных авантюр. Один из кандидатов, к слову, решил разбросать с вертолета листовки, но не рассчитал направление ветра, и вся агитация осела в лесу и на болотах.

Кандидатам-одномандатникам официально разрешено потратить не более 3 млн рублей. Этих средств, возможно, хватит, чтобы стать депутатом от Эвенкии, где проживает 12 759 избирателей. А вот, к примеру, в Артемовском избирательном округе 161 Свердловской области (504 558 избирателей) с такой суммой и в первую тройку не попадешь. Впрочем, против одиозного депутата Василия Шандыбина, неизменно набирающего по Брянскому избирательному округу 64 около 33 - 38% голосов, не советуют идти даже со сметой в 4 млн долларов - бесполезная трата денег и времени...

Тем, кто решил побороться за депутатский мандат, - ни пуха ни пера, и пусть победит сильнейший.