Здорово живешь

Марина Романова
20 октября 2003, 00:00
  Урал

Платная медицина еще не в силах серьезно конкурировать с государственной, но активно развивается за счет индивидуального подхода к пациенту

Пользование платными медицинскими услугами, наряду с обладанием недвижимостью, автомобилем, компьютером и мобильными средствами связи, входит в набор признаков, составляющих характеристику среднего класса. На поддержание здоровья или лечение "средняя" семья тратит около 3% бюджета. Не так давно, в пору торжества бесплатной медицины, большинство населения страны покупало только медикаменты. Сегодня принадлежность к среднему классу обязывает покупать услуги: обращаться в престижную стоматологическую клинику, иметь постоянного терапевта или семейного доктора, время от времени приводить в порядок организм в санатории или профилактории.

Время - за деньги

Государственных и негосударственных лечебных учреждений в Свердловской области примерно поровну: в 2001 году насчитывалось 290 первых и 289 вторых. (Обновленные сведения областная комиссия по лицензированию и аккредитации в здравоохранении - единственный орган, обладающий такой статистикой, - предоставить отказалась. Специалисты лишь отметили, что в целом соотношение сохранилось.) Однако делать вывод о том, что половина населения поправляет здоровье частным образом, преждевременно. Крупные частные лечебные учреждения до сих пор можно пересчитать по пальцам. Основную массу в этом сегменте составляют небольшие предприятия, в которых, случается, один работник и он же хозяин. Кроме того, нормы приема в частных заведениях раз в пять ниже, чем в государственных.

Частная практика состязаться с государственной по количественным показателям пока не может. Да и не намерена. Пациентов из состава среднего класса вал не интересует, для себя и своих близких они требуют индивидуального подхода. Оценим на примере Екатеринбурга возможности выбора, которые предоставляет рынок платной медицины.

Начнем с государственного сектора. Областная клиническая больница (ОКБ) 1 - самое крупное учреждение здравоохранения в Свердловской области: поликлиника ежедневно принимает 4,5 - 6 тысяч пациентов плюс 1200 проходят курс в стационаре. В деле вхождения в рынок ОКБ пионер: отделение "Личный доктор" существует здесь уже пятый год. В комфортабельном кабинете прием ведут два терапевта, которым не требуется каждый раз заглядывать в историю болезни пациентов. Подопечных они знают "наизусть": личному доктору можно позвонить в любой момент и попросить совета, консультации, причем даже если вы не планируете становиться постоянным пациентом отделения, а желаете лишь пройти полное медобследование. На весь процесс от забора крови для анализа до постановки диагноза уйдет один день (если, конечно, не потребуются специфические и длительные диагностические процедуры). По словам руководителя службы Натальи Корчагиной, это обойдется пациенту в 2,5 - 3 тыс. рублей.

После двух часов дня, когда завершается прием "бесплатных" больных, при поликлинике также действует хозрасчетное отделение: за платной консультацией специалиста вплоть до профессорского уровня может обратиться любой платежеспособный пациент. Как поясняет начальник отдела маркетинга ОКБ 1 Светлана Бабина, практически каждую услугу больница оказывает как бесплатно (по направлениям, в основном для пациентов из области), так и за деньги (для тех, кто желает обратиться именно сюда, но не имеет направления).

Каждое отделение стационара располагает палатами повышенной комфортности. Есть отделение специальных методов терапии, изначально рассчитанное на улучшенные условия пансиона. В ассортимент платных услуг больницы входит служба вызова врача на дом. Кроме того, ОКБ 1 имеет партнерские отношения с крупными клиниками в разных странах мира, и если пациенту требуется специфическая помощь, которая не оказывается на должном уровне на Урале, он может быть направлен для лечения за границу.

Большинство поликлиник и стационаров областного центра тоже имеют в составе структуры, находящиеся на хозрасчете, и доля их в бюджете учреждения неуклонно растет. Для лечебных учреждений - это возможность повысить зарплату сотрудникам, приобрести новую технику. Красноречивый пример - фирма "Бонум": здесь зарабатывают на косметологии, а на полученные деньги приобретают дорогостоящие аппараты, в том числе для "бюджетных" больных, и бесплатно лечат детей с челюстно-лицевыми травмами. Для пациентов платная услуга - способ получить улучшенные условия, индивидуальный подход, сэкономить время. По сути сама медицинская услуга оплачивается из бюджета, пациент доплачивает за сервис и экономию времени.

Лучше быть клиентом, чем пациентом

В негосударственном секторе российского здравоохранения преимущественно представлены стоматология, косметология, услуги в сфере пола. Терапия и хирургия совершают в этом направлении первые шаги. По мнению медицинского менеджмента, развитие некоторых направлений в Свердловской области блокируется государственными органами: практически невозможно получить лицензию на педиатрическую деятельность, ведение беременных, оказание неотложной помощи. Между тем спрос на эти услуги есть. Практически не переходят в частный сектор дорогостоящие онкология и кардиохирургия, хотя декларации о намерениях звучат.

Первые медицинские компании на частном рынке появились в начале 90-х годов (например, многопрофильная Преображенская клиника), большинство - значительно позже.

Екатеринбургский медицинский центр (ЕМЦ) возник в 2000 году, обслужил за это время 15 тыс. клиентов (обратите внимание на смену терминологии: в частных учреждениях пациенты трансформируются в клиентов). Во главе клиники встал человек, известный в медицинских кругах Екатеринбурга: Сергей Акулов много лет возглавлял городское управление здравоохранения. При этом он убежден в востребованности частного здравоохранения: "Государственная медицина, в том виде, в каком она существует, не может удовлетворить потребности в нормальном обслуживании людей".

Идеология ЕМЦ - комплексность: это многопрофильная клиника. Есть даже такие редкие специалисты, как трихолог (специалист по патологиям волос), а скоро появится врач-эколог. В центре действуют специальные программы для детей, семейные, профилактические. ЕМЦ имеет два помещения, планирует открыть филиалы. В перспективе предполагается создать стационар.

Границ и "запретных тем" для частной медицины быть не может, убежден директор открывшейся в 2001 году городской больницы 41 Сергей Суслов. Особенность этой клиники - замкнутый цикл: полный набор услуг от поликлиники до стационара, от профилактики до послеоперационной реабилитации (последнее, как и частный стационар в принципе - редкость в негосударственном секторе).

Нише негосударственных платных медицинских услуг ажиотажный спрос не угрожает. Приток сформируется с развитием предпринимательства, улучшением качества жизни, ростом среднего класса, который будет ценить не только качество собственно услуг, но и антураж, в котором они предлагаются

- Опыт работы на медицинском рынке показал, что принцип законченного лечебного комплекса - самый верный путь к успеху, - считает Сергей Суслов. - Имея небольшое в сравнении с любой районной больницей число коек - 260, мы сосредоточили все основные отделения: урологию, неврологию, гинекологию. Вплоть до сосудистой хирургии: приобретен ангиограф, готовится база для кардиологических операций.

Клиника корпоративная (в числе собственников - предприятия газ- и нефтепрома, энергетического комплекса), 50% клиентов - сотрудники предприятий. При этом она открыта всем, но на платной основе. "Газпромовская больница", как в обиходе называют 41-ю, не выполняет госзаказ (в отличие, например, от Новой больницы - бывшей медсанчасти Верх-Исетского металлургического завода, прошедшей акционирование). Она не обслуживает бесплатно окрестных жителей, так как не имеет договора с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

- Мы позиционируем себя как больница для среднего класса. Порядок цен стараемся поддерживать несколько ниже, чем на аналогичные платные услуги в государственных учреждениях, - говорит Суслов.

Если бы между госсектором и частниками в здравоохранении существовала полномасштабная конкуренция, это обстоятельство стало бы важным преимуществом. Но пока платные услуги в госсекторе можно сравнить со столиком спецобслуживания в общей привокзальной столовке. Уровень государственного сервиса далек от частного, но и расценки там традиционно ниже. И хотя в 41-й больнице эта традиция нарушена (феномен объясняется скорее встроенностью ее в систему газпромовских отношений), о реальной конкуренции говорить рано. Когда рядом с "монстрами" ОКБ 1 и городской больницей 40 появилась 41-я, никто и не вздрогнул. Хозрасчетные структуры государственных клиник лишь на короткое время ощутили небольшой отток пациентов, но "сосуд" быстро наполнился вновь. И в ближайшем будущем нише негосударственных платных медицинских услуг ажиотажный спрос не угрожает. "Поток мы не планируем", - говорит Сергей Акулов. "Нормальная загрузка для клиники - около 70%", - уверен Сергей Суслов. Впрочем, отсутствие потока оборачивается преимуществом: пациенты частных клиник могут рассчитывать на оперативный прием и индивидуальный подход специалистов.

Приток сформируется с развитием предпринимательства, улучшением качества жизни, ростом среднего класса, который будет ценить не только качество собственно услуг, но и антураж, в котором они предлагаются. Бесплатного не бывает. За бесплатное тоже расплачиваешься: временем, нервами, неудобством.

Хочешь жить - умей вертеться

Частные медицинские учреждения начинали путь по-разному, многие - с пары специально оборудованных кабинетов. Далее развитие связано с выбором бизнес-стратегии. Альтернатива: или узкая специализация, или максимальное расширение спектра услуг.

Монопрофильные клиники отличает глубокое изучение проблем определенной сферы. По такому принципу развивается клиника " Гармония", оказывающая услуги в сфере проблем пола, деторождения. Директор "Гармонии" Валерий Хаютинподчеркивает, что основное отличие монопрофильных лечебных учреждений - узкая специализация врачей. Гинекология и урология профильны, вспомогательные направления (эндокринология или невропатология) также нацелены на выявление причин заболеваний половой сферы.

Многопрофильные клиники преимущественно стремятся к проведению комплексных обследований и лечения, так как такой подход более результативен, - утверждает со своей стороны директор Преображенской клиники Лев Власенко. Особенность этого медицинского учреждения в том, что каждый пациент имеет собственного "главного врача", который полностью посвящен во все детали обследования и лечения. Он координирует работу коллег других специальностей. Создание единой компьютерной базы данных о пациентах, работа микроконсилиумов позволяют взаимодействовать эффективно.

Вне зависимости от профиля основным фактором успешного развития медицинского учреждения являются кадры. Обновление технологий, препаратов и оборудования обуславливает повышение квалификации специалистов: без этого клиника просто не пройдет сертификацию. Кроме того, работа в рыночных условиях предъявляет новые требования. Даже профессиональные врачи, работая в частной медицине, часто сталкиваются с тем, как сложно создать атмосферу доверия, как объяснить больному, какое лечение ему действительно показано и почему оно столько стоит, не вызвать негативный настрой клиента, говорит Валерий Хаютин. В частных клиниках практикуются внутренние психологические тренинги для персонала.

Вкладывая значительные средства в обучение сотрудников, частные клиники стремятся создать постоянный штат. Совместителей приглашают за громкие имена и звания, они выступают в качестве экспертов-консультантов, повышая репутацию клиники. Некоторым специалистам частные клиники просто не могут обеспечить постоянный поток клиентов, и ведение ими ежедневного приема экономически неоправданно.

Оборудование частная медицина приобретает за счет собственных средств или привлечения банковских кредитов. В среднем оно должно окупиться за два-три года. Валерий Хаютин рассказывает, как главного врача посылали на Siemens, чтобы купить аппараты без накруток, брали оборудование с выставок, потому что так дешевле. Очень дорогое диагностическое оборудование, например компьютерный томограф стоимостью в 1 млн долларов, в частных медицинских компаниях нерентабельно: даже в многопрофильных клиниках потребность исчерпывается пятью направлениями в месяц. В этом случае пациенты направляются в государственные медучреждения, обладающие необходимой аппаратурой.

Частная медицина формирует новый тип отношений между врачом и пациентом: обе стороны более дисциплинированы. Пациенты стремятся к результату, а врачи отвечают за качество предоставляемых услуг

Негосударственная медицина мобильна, способна из минимума возможностей извлечь максимум пользы - для клиентов и для себя. Одна из важнейших функций многопрофильных клиник, по словам Льва Власенко, диспетчерская: специалисты проводят обследование или предоперационную подготовку, а затем направляют пациента к партнерам для продолжения лечения.

Частные клиники работают в более гибком режиме по сравнению с государственными, приспосабливаясь к меняющимся запросам клиентуры: здесь более продолжительный рабочий день, возможность записи по телефону, параллельный прием специалистов. Еще один способ привлечения клиентов - система скидок на медицинские услуги. Например, в "Гармонии" накопительная карточка обезличена, ею могут воспользоваться члены семьи, родственники или знакомые. Выгодно всем: клиенты получают существенную скидку при очередном посещении врача, а учреждение привлекает дополнительных клиентов. Практически каждое частное лечебное учреждение имеет оборудованную и вместительную парковку.

В целом, по мнению Льва Власенко, частная медицина формирует новый тип отношений между врачом и пациентом: обе стороны становятся более дисциплинированы. Пациент выполняет предписания врача, так как оплатил лечение и намерен добиться результата. Врач отвечает за качество предоставляемых услуг. В частных клиниках вырабатывается система контроля качества, так как от этого зависит репутация.

Доктор и пациент - одна семья

Торжество индивидуального подхода - "семейная медицина", направление, которое участники рынка начали развивать в последнее время. Только к концу этого года городская больница 41 планирует открыть в Екатеринбурге своеобразную сеть кабинетов семейных врачей. В соответствующем отделении Новой больницы на одного доктора уже сейчас приходится около 280 пациентов.

Понятие "семейный доктор" официально введено в оборот приказом Минздрава РФ от 26 августа 1992 года. В нем перечислены квалификационные характеристики "врача общей практики (семейного врача)". Практика показала: бесплатная медицина сконцентрировалась на "враче общей практики", а платная сделала ставку на "семейного врача". В первом случае подразумевают специалиста на все руки, во втором - координатора между клиентом и узкопрофильными специалистами.

- У человека может быть много болезней: невропатолог ему назначит массу лекарств, терапевт, уролог и другие добавят свои. Если выпить их все, неизвестно, останешься ли жив. Я выбираю всего 3 - 4 препарата, так как вижу целостную картину и, соответственно, могу расставить патологии по важности, - объясняет Александр Минин, заведующий "семейным" отделением Новой больницы.

В "семейной" системе пациента не футболят от терапевта к кардиологу, оттуда - к гастроэнтерологу. Семейный доктор вынужден до конца разбираться в ситуации, так как пациент все равно вернется к нему. Его услуги носят не разовый, а долговременный характер: врач "ведет" пациента в течение десятков лет и знает о нем все - специфику работы, отношения в семье, образ жизни, наследственные заболевания и так далее.

В Екатеринбурге действуют как платные службы семейного врача на базе крупных больниц (государственных и частных), так и частнопрактикующие семейные врачи. В первом варианте возможность оказания медицинской помощи на высоком уровне обеспечивается многопрофильной базой медицинского учреждения. Как указывает руководитель центра "Семейный доктор" городской больницы 41 Надежда Беренова, в этом случае у ведущего врача есть возможность проконсультироваться со специалистами, провести полное диагностическое обследование пациента и при необходимости поместить его в стационар.

Структурная принадлежность к крупным медучреждениям во многом определяет ценовую и маркетинговую политику служб семейного доктора. Как правило, они предлагают клиенту выбрать одну из заранее разработанных программ и купить соответствующий абонемент сроком от 1 до 3 месяцев. Помесячная стоимость такой программы варьируется от 300 до 2,5 тыс. рублей.

Один из ценовых факторов - объем оказываемых услуг. Например, в службе личного врача в Новой больнице действует три программы: за 10 у.е. вас будут пользовать только доктор и подчиненные ему медсестры, за 50 у.е. вы сможете прибегнуть к услугам поликлиники Новой больницы, а за 120 у.е. - вам окажут комплекс услуг семейного врача, поликлиники и стационара. Как указывает Александр Минин, в основном клиенты выбирают самую дешевую программу, предпочитая оплачивать дополнительные услуги отдельно.

Другой фактор, влияющий на цену, - возраст клиента. Например, в службе личного врача при медицинском центре "Бабур" сформированы три детские программы: от 0 до 1 года (1500 рублей месяц), от 1 года до 6 лет (1350 рублей), от 7 до 14 лет (1200 рублей). Служба семейного врача при больнице 41 проводит возрастную градацию и для взрослых пациентов. Как указывает Надежда Беренова, у мужчин в 20 и в 50 лет можно предположить совершенно разный объем и сложность проблем, таким образом, разница в помесячной цене услуг превышает 25%.

Существенное влияние на стоимость услуг оказывает и уровень комфортности выбранной программы. Так, в службе личного врача "Бабур" программа, предусматривающая вызов врача на дом (причем не более шести раз в течение полугода), на 300 рублей дороже программы, предлагающей амбулаторный прием. Однако, как указывают участники рынка, клиенты предпочитают приезжать к врачу сами и редко выбирают программы с повышенным уровнем комфортности: им проще по пути заскочить к доктору и с оказией пройти комплексное обследование, чем ожидать врачебного визита на дому.

Гибкая ценовая политика позволяет екатеринбургским службам семейного доктора утверждать, что пользоваться их услугами может не только элита. Как указывает заведующая службой личного врача при медицинском центре "Бабур" Нина Анисимова, эти службы изначально ориентированы на средний класс, а не на VIP-клиентуру. Но и про элиту не забывают: услуга семейного доктора, например, при 41-й больнице, ориентированная на верхний ценовой сегмент, составляет 400 - 500 долларов в месяц.

Частнопрактикующие доктора, принимающие пациентов в небольших кабинетах, как правило, предлагают узкоспециализированные услуги. Например, медицинское предприятие "Домашний доктор" несколько лет стабильно предоставляет только услуги психолога и массажиста. Пока екатеринбургский рынок частнопрактикующих специалистов ограничен. Главная причина: сложность лицензионных процедур, неотлаженность законодательства и налогообложения.