Настоящие амбиции

Конференция "Инновации управленческих решений. Стратегии, преобразующие реальность" показала: средний бизнес не только существует, он потенциально способен к осушению идеологического болота

Основная задача, стоящая перед бизнесом сегодня, - эффективное управление ростом компаний. Это означает достижение показателей, существенно превышающих среднеотраслевые стандарты, при одновременном росте стоимости самого бизнеса. Смещение стратегических ориентиров с привычных показателей доходности на стоимость компании диктует необходимость использования новых инструментов управления и контроля бизнеса. Конференция "Инновации управленческих решений. Стратегии, преобразующие реальность", проведенная журналом "Эксперт-Урал" с 30 октября по 2 ноября в гостиничном центре на озере Тургояк (Миасс, Челябинская область), показала: региональный бизнес готов не просто говорить, он готов мыслить категориями инновационной экономики. Оценивая итоги конференции и суммируя отзывы участников - собственников и топ-менеджеров предприятий среднего бизнеса Свердловской, Тюменской и Челябинской областей - можно констатировать: результат превзошел ожидания. Был ли это прорыв мысли, или в ясную, структурированную картину сложилось то, что уже имелось в головах, - в любом случае ценность приобретенных знаний, связей, отношений, а значит, возможностей оказалась высока.

Попытаемся сформулировать резюме конференции, дать срез бизнес-проблем с позиций научно-практических знаний. Основанием для выводов нам послужат: результаты исследований, представленных заместителем главного редактора журнала "Эксперт", завкафедрой прикладного анализа отраслевых рынков Высшей школы экономики (ВШЭ), руководителем проекта "Стиль жизни среднего класса России" Татьяной Гуровой; доклады эксперта Всемирного банка, завкафедрой стратегического менеджмента, профессора ВШЭ, директора Российско-канадского центра корпоративного управления, преподавателя программ МВА и executive-MBA Геннадия Константинова и завкафедрой маркетинга Нижегородского филиала ВШЭ, директора компании "Консультант-Эксперт" Александра Пиотровского; дебаты, возникшие в ходе дискуссии, проведенной главным редактором журнала "Эксперт" Валерием Фадеевым.

Сильный - я

Момент первый: нынешний год ясно продемонстрировал существование двух принципиально различных моделей бизнеса и их роль в экономическом развитии страны на ближайшую перспективу. Модель первая, до недавнего времени основная, формировалась и развивалась искусственно в период приватизации, когда появилось множество компаний с дисперсионной структурой капитала. Зрелыми они были только на бумаге. В определенной мере они дрейфовали назад, при этом занимая истинное место. Это линия олигархов и крупных градообразующих заводов.

Одновременно строилась другая модель, не связанная с приватизацией: бизнес начинался с кооперативов и развивался естественным путем. Реальным экономическим подъемом Россия обязана как раз этой модели. Она представлена в основном предприятиями среднего и малого бизнеса, как принято считать - растущего.

Сегодня разные по природе модели существуют параллельно. И базовая проблема российской деловой среды - их взаимоотношения. Крупный бизнес чувствует угрозу: его модель деградирует, он не может развиваться конкурентными темпами. Одна из внутренних проблем - вертикально-интегрированные структуры: в ближайшей перспективе они будут сильно сдерживать развитие. При формировании холдинга следует иметь в голове несколько моделей распада, причем они должны закладываться на уровне собственника. В большинстве структур этого нет. Следовательно, распад будет болезненным, система начнет консервироваться и включать механизмы самосохранения, генерируя неэффективность. При этом очевидно, что вторая модель бизнеса ведет себя все более агрессивно и активно забирает то, что раньше принадлежало первой. Отсюда вывод: власти страны и регионов должны опираться в экономических стратегиях на второй, более жизнеспособный слой.

Сильный - он

Момент второй: политический выбор быстро развивающегося среднего класса чреват кризисом политической системы страны. Парламент 2011 года будет значительно отличаться от того, что формируется сейчас. Неизбежно появление новых лидеров, новых команд, и не только в бизнес-среде, но и на политическом олимпе, в структурах исполнительной власти.

Момент третий: при неизбежной смене экономических моделей важно определить главные задачи, которые стоят перед российским бизнесом и государством. На место инвестиционной приходит инновационная экономика. Логика первой построена на выгодной продаже денег. Стремясь быть инвестиционно привлекательными, мы становимся привлекательными в первую очередь для эксплуатации, а не для того, чтобы создавать собственное богатство. В этом контексте смена экономических моделей в глобальном масштабе с инвестиционной на инновационную может быть выгодна России.

Источниками богатства в инновационной экономике являются капитализация знаний и социальный капитал. Рассмотрим оба.

Капитализация знаний и академическая наука - различные, но опосредованно связанные системы. В академической науке идет конкуренция за право быть первым в производстве знаний. В инновационной экономике конкурируют в борьбе за деньги через капитализацию знаний, причем знания производятся, упаковываются и продаются. В продаже знаний есть макроэкономический дефект, и здесь экономика и в исследованиях, и в формулировке законов отстает. В инновационной экономике товарно-денежный обмен не работает в классической форме. Дальнейшее развитие и формирование сектора услуг, в котором наряду с технологиями все большую роль играет компетенция людей, активно способствует появлению новых форм экономических отношений. И на определенном этапе знания приобретают свойства капитала. Логика товарно-денежных отношений иная: чем большему количеству людей отданы знания, тем меньше их цена. Цена падает. Безобразия, которые мы наблюдаем в сфере интеллектуального продукта, объясняются тем, что мы пытаемся продавать продукт, базируясь на старой экономике. Эффективные инструменты пока не найдены. Это одна из главных задач не только российского - мирового масштаба.

Второй базовый элемент инновационной экономики - социальный капитал. Он измеряется уровнем доверия между участниками социальной группы. Доверие - значимый фактор в инновационной экономике. При этом важно, в какой форме, через какие механизмы формируется и воспроизводится доверие. Социальный капитал формируется и воспроизводится на основе нескольких базовых моделей. По проамериканской - через доверие в законодательном виде. Итальянская (европейская) модель доверия - семейная. Россия традиционно имела семейный базовый принцип воспроизводства социального капитала.

После революции произошло обобществление понятия семьи, оно преобразовалось в понятие товарищества: через дружеские отношения повышался уровень доверия, что позволяло формировать бизнес. Сталинские репрессии разрушили и эту форму: система доносчиков создала принцип абсолютного недоверия. Великая Отечественная война сместила зону внимания. В итоге в послевоенный период стала складываться квазиамериканская форма социального капитала и его воспроизводства, но роль законодательного механизма взяли на себя партийная система и партийные органы.

Насколько эта система эффективна с точки зрения создания богатства, обсуждать уже не приходится: в начале 90-х годов рухнула и она. Россия до сих пор не генерировала систему воспроизводства доверия в социуме в государственном масштабе - главный элемент формирования богатства. При этом бизнес, развивающийся естественным путем, чаще всего воспроизводил товарищескую модель формирования социального капитала, характерную для России 20-х годов.

Перед Россией, таким образом, стоят две главные задачи: создание социального капитала через формирование высокого уровня доверия и поиск механизмов воспроизводства доверия. Участники конференции пришли к выводу, что в многонациональной стране способы построения доверия должны носить не национальный, а территориальный характер. При этом одним из важнейших элементов станут отношения доверия между государством и тем слоем бизнеса, который будет определять основной экономический вектор развития страны. Пока эти отношения характеризуются крайне низким уровнем доверия. (Однако, как показывают исследования, проводимые журналом "Эксперт" под руководством Татьяны Гуровой, уровень доверия между бизнесом и населением довольно высок.) Ситуация будет меняться через смену персоналий и команд в государственных и политических структурах. Интуитивно ощущая эту угрозу, старая система начинает защищаться и использует крайне неэффективный, но быстрый, дешевый и привычный инструмент: создает социальный капитал, используя образ врага.

Вместе - сильный регион

Момент четвертый, заключительный: территориальный принцип построения и воспроизводства социального капитала через доверие неизбежно приведет к целенаправленной региональной интеграции, и тогда территория будет конкурентоспособна. Что это значит? Внутри территории складываются отношения между отраслями: взаимные связи дают больший эффект. Начинает создаваться региональный кластер. Он генерирует идеи, создает богатство и обеспечивает лидерство. Желающие лидировать должны находиться внутри него. Без этого не выиграть.

Обсудив четыре ключевых момента, которые послужат для бизнеса ориентирами в принятии стратегических решений, заглянем в будущее. По большому счету, проведенную конференцию можно назвать шагом в направлении региональной интеграции не через государственные и политические механизмы, а через накопление знаний и повышение уровня доверия в социальной группе. В нашем случае эта группа - представители уральского бизнеса.

И последнее. Конференция зафиксировала появление весьма интересной темы: как сделать Урал центром притяжения капитала. В новом году журнал "Эксперт-Урал" уделит ей особое внимание.