Зауральское чучхе

При дефиците бюджетных средств предприятия вынуждены полагаться на собственные силы. Выживут наиболее приспособленные к конкурентной борьбе. Они и обеспечат экономический рост региона. За властью - целевая поддержка перспективных кластеров

Обозревая экономическое состояние курганской области в прошлом году (см. "Э-У", 36 от 30.09.02), мы предполагали, что в ближайшее время кризис в зауралье вряд ли сменится экономическим подъемом - вопреки антикризисной программе, разработанной областной администрацией и аппаратом полпреда президента в УРФО. Спустя более чем год с сожалением констатируем: прогнозы верны. так, по итогам прошлого года падение объемов производства в промышленности составило 10% (по итогам 2001 года - 14%). В области не осталось ни одного донорского муниципального образования, некоторые территории дотируются на 80%. В прошлом году в стенах президентского полпредства активно обсуждался вариант введения в Курганской области внешнего управления отчислениями из федерального бюджета (регион на две трети дотируется федерацией). в то же время программа экономической санации (предусматривающая помощь федерального центра в объеме 3 - 5 млрд рублей), представленная президенту и благословленная михаилом касьяновым, застряла в недрах правительства. а без реальной помощи федерального центра (например, в виде госзаказа на продукцию курганской оборонки или апк) перспектива экономического подъема Зауралья будет постоянно отодвигаться.

Нет худа без добра

Курганская область - "падчерица" в семье субъектов, входящих в Уральский федеральный округ. Ее соседи сильны экспортно-сырьевыми отраслями: Тюменская - нефтегазовой, Челябинская и Свердловская - металлургической. В Зауралье же, единственном регионе-реципиенте УрФО, практически отсутствуют собственные минерально-сырьевая и металлургическая базы, топливно-энергетические ресурсы, а производство валового регионального продукта сосредоточено в гораздо менее продвинутых перерабатывающих отраслях - машиностроении и агропроме. Но нет худа без добра. Всеобщее осознание тупиковости инерционного, экспортно-сырьевого характера национальной экономики и ставка на восстановление производства высоких переделов открывают перед курганской экономикой новые горизонты.

Губернатор Курганской области Олег Богомолов часто ссылается на принципиальное расхождение структуры доходности общестранового ВВП, ВРП западносибирских регионов и Зауралья. В России природная рента составляет более 80%, труд и амортизация - примерно по 10%. В Ямало-Ненецком автономном округе 92% - рента, по 5% - труд и амортизация. В Курганской области 87% - труд, 5% - рента и 8% - амортизация. "Если аннулировать влияние природной ренты, то получается, что Курганская область создает ВРП в расчете на одного жителя в два раза больше, чем в среднем по России. Какой же это депрессионный регион?" - справедливо заключает губернатор.

В данной ситуации главное - культивировать и грамотно позиционировать центры притяжения капитала. Понятно, что на прямую поддержку всех депрессивных регионов (а их в стране - пять шестых) у Москвы денег нет. Инвестиционные возможности местных органов власти ничтожны. Поэтому основной акцент должен делаться на способностях предприятий внутренне совершенствоваться и предлагать себя инвесторам. В этом смысле предприятия Зауралья обречены на уникальный опыт борьбы за выживание за счет внутренних резервов. Накачав таким образом мускулы, зауральцы составят достойную конкуренцию, станут "модными" для инвестирования. От бюджета же потребуется целевое участие в поддержке перспективных кластеров и точек роста.

Примеры для подражания

По словам заместителя губернатора Курганской области, директора областного департамента экономики Николая Болтнева, зауральские власти стараются подтянуть инвесторов к нескольким сырьевым проектам - трем крупным урановым и углеводородному месторождениям.

Остальные точки роста лежат в плоскости переработки. Самый грандиозный из задуманных проектов - строительство целлюлозно-бумажного комбината, рассчитанного на поставщиков юга Урала и Сибири. Но это дальняя перспектива. А последняя точка роста образовалась на курганской земле совсем недавно (см. "Э-У" 43 за 17 - 23 октября 2003 года): на Зыряновском бентонитовом месторождении (30% российских запасов) открыта первая очередь завода по переработке бентонитовой глины в порошок, применяемый в черной металлургии и нефтегазовой отрасли. Инвестором проекта выступило московское ОАО " Бентонит", вложившее 47 млн рублей и рассчитывающее на заказы соседей с Урала и Западной Сибири - металлургов, газовиков и нефтяников.

На эти же благополучные отрасли нацелились и ведущие машиностроительные предприятия Курганской области (см. справку "Основные отрасли и предприятия"), имеющие глубокие корни в ОПК и компенсирующие мизерность гособоронзаказа освоением производства продукции гражданского назначения. Так, завод "Корвет", ранее участвовавший в создании подводных лодок, ныне успешно реализует трубопроводную запорную арматуру для нефтегазового комплекса, вытесняя с рынка американских и немецких конкурентов. Производитель боевых машин пехоты Курганмашзавод предлагает гусеничный вездеходный транспорт для нефтегазовой отрасли. В общей сложности 95% курганских оборонных предприятий переориентировались на выпуск продукции мирного и двойного назначения.

Другой кластер экономического развития Зауралья - производство и переработка зерна, мяса, молока (здесь у зауральских аграриев славные традиции: кто не помнит курганской тушенки и сгущенки!). Инвестиции в эту отрасль также идут из соседней экспортно-сырьевой Челябинской области: основные игроки в АПК Зауралья - южноуральские агрохолдинги "Макфа" и "Полесье".

Важным фактором для действующих и потенциальных инвесторов стало создание в октябре прошлого года Уральской энергетической управляющей компании (УЭУК), исполнительного органа соседствующих Тюменьэнерго и Курганэнерго. Курганцы на 80% зависят от тюменских поставок электроэнергии. К концу прошлого года дебиторская задолженность Курганэнерго подкатывалась к 3 млрд рублей, дебиторская превышала 2 миллиарда. Следствием стало ограничение поставок электроэнергии и топлива, срыв ремонтных работ и отопительного сезона, высочайшие в УрФО тарифы для реального сектора экономики, переход крупных предприятий ( Курганстальмост, " Русич") на собственные генерирующие мощности, перевод производственных мощностей в Тюменскую область и Казахстан (Курганхиммаш, " Корвет").

Антикризисные меры менеджмента УЭУК - установление прозрачности финансовых потоков, ужесточение платежной дисциплины, разработка энергетических паспортов потребителей, снижение собственных затрат и т.д. - привели к наглядным положительным результатам. Среднеотпускной тариф в Зауралье по-прежнему самый высокий в УрФО, но его рост в 2003 году (12,4%) не превышает уровня инфляции; курганская энергосистема полностью готова к зимнему отопительному сезону.

Адресат - государство

Таким образом, вопреки устойчивому негативному мнению, в Курганской области есть поле для инвестиций. Подтверждение тому - приход в Зауралье таких мощных финансово-промышленных групп, как "Базовый элемент" в лице концерна " РусПромАвтобус" (Курганский автобусный завод), Уральская горно-металлургическая компания (Шадринский автоагрегатный завод), Альфа-групп (Курганхиммаш).

За органами власти - обеспечение инвестиционно-привлекательного климата, роста потребительского спроса населения. Как? "Вся рента от коммерческой эксплуатации природных ресурсов должна быть обращена в общественные доходы, аккумулироваться в системе государственных финансов и потом уже перераспределяться в соответствии с вкладом конкретного региона и уровнем его социального развития",- считает Олег Богомолов. По подсчетам ученых УрО РАН, в этом случае Курганская область ежегодно обогащалась бы на 43 - 45 млрд рублей (для сравнения: годовой консолидированный областной бюджет - 8 млрд рублей).

Пока эти проекты выглядят фантастическими. Но власти и производители Зауралья адресуют федеральному правительству и более "земные" наказы. Например, профинансировать доразведку месторождений углеводородов и урана, поучаствовать на паритетных началах с бюджетом и предприятиями Зауралья в установке газотурбинных генерирующих мощностей (по 75 млн рублей), в газификации. "Газификация, в особенности отдаленных районов, сократит бюджетные расходы на топливо в 2,4 раза. Общий объем финансирования программы газификации до 2010 года - 2,67 млрд рублей", - сообщает Николай Болтнев.

Правительство могло бы оказать конкретную помощь бюджетообразующему предприятию Курганской области - Курганмашзаводу, принадлежащему дочерней компании Газпрома СИБУРу. Приватизированный Курганмаш утратил право на международное военно-техническое сотрудничество: контракт с ОАЭ на поставку запчастей БМП и капремонт ранее проданных машин завершен только благодаря личному вмешательству Владимира Путина и Михаила Касьянова. А после завершения доля Курганмашзавода в общеобластном объеме промышленного производства сократилась вдвое, объем налоговых платежей упал в 10 раз. Курганские власти предлагают исправить нелепость передачей Курганмашзавода за долги Газпрома в государственную собственность. По мнению генерального директора предприятия Валерия Дородного, проще вообще выкупить контрольный пакет, это обойдется государству в 15 - 20 млн долларов. По подсчетам региональных властей, гособоронзаказ в размере 6 млрд рублей вытянул бы из непростого положения КМЗ, а с ним и всю Курганскую область.

Интенсификация финансирования со стороны федерального правительства будет способствовать созданию еще одной точки роста - крупнейшего в России завода для уничтожения химоружия в Щучанском районе. (Как известно, у 13,6% отечественных запасов отравляющих веществ истекли сроки хранения.) Активизация строительства (федеральная программа оценивается в 6 - 10 млрд рублей) - это не только новые рабочие места и налоги, но и возведение социальной инфраструктуры, газоносных сетей, заказы зауральским машиностроительным предприятиям.

Максимальное участие государства необходимо в оптимизации аграрного производства. Перечень принципиальных требований выглядит так: списание пеней и штрафов, накопленных с начала 90-х годов; реструктуризация основных задолженностей; льготное кредитование сельхозпроизводителей сроком на 5 - 10 лет (в том числе под лизинговые закупки техники); формирование зернового госрезерва по цене, покрывающей затраты на сельхозпроизводство; финансирование госзаказа; дифференциация тарифов на железнодорожные перевозки; повышение пошлин на ввоз сельхозпродукции из-за рубежа. Эти меры, убеждены чиновники и селяне Зауралья, смогли бы привлечь потенциальных инвесторов к выстраиванию агрохолдингов с полным циклом - от производства до переработки и торговли сельхозпродукцией.

Наконец, комплексным способом преодоления кризиса в Зауралье могло бы стать создание на территории приграничной Курганской области свободной экономической зоны с максимально привлекательными для предпринимательства условиями налогообложения. Интенсивное развитие малого и среднего бизнеса приведет к повышению потребительской способности населения, увеличению региональных инвестиционных возможностей, объемов потребляемой электроэнергии (Курганская область ежегодно потребляет 3,5 млрд кВт/ч, а, например, Челябинская - 20, Свердловская - 35, Тюменская - 60 млрд кВт/ч). Это в свою очередь скажется на главном биче курганской экономики - запредельных энерготарифах и в конечном итоге на уровне конкурентоспособности крупного перерабатывающего производства.

Курган