Цель - быть лучшими

Андрей Максимов
23 февраля 2004, 00:00
  Урал

Государственное агентство поддержки экспорта ЧехТрейд планирует в 2006 году стать самым эффективным в Европе

Для небольших стран с ограниченными возможностями внутреннего спроса, к каким относится Чешская республика, экспорт - важнейшее направление развития экономики. С целью стимулирования экспорта в 1997 году правительство Чехии создало агентство поддержки торговли ЧехТрейд ( CzechTrade). Сегодня ЧехТрейд имеет 28 зарубежных офисов, в том числе в Екатеринбурге, где представительство является торгово-экономическим отделом Генерального консульства ЧР. О том, какие сложности возникали при становлении ЧехТрейда и какие задачи стоят перед ним сейчас - в интервью генерального директора агентства Мартина Тлапы.
Мартин Тлапа

- Господин директор, специфика вашей работы не позволяет назвать вас чиновником в классическом понимании: вы получаете деньги из бюджета, но услуги ЧехТрейда адресованы прежде всего бизнесу, который и выносит оценку вашей работе. Кем вы себя считаете - чиновником или бизнесменом?

- Думаю, я скорее менеджер, чем чиновник. ЧехТрейд хоть и государственная, но все же компания. У нас существуют те же системы управления процессами, та же карта сбалансированных показателей, что и во многих частных фирмах. Мы стали третьей европейской организацией по поддержке торговли, получившей сертификат о соответствии системы управления качеством стандарту ISO 9001:2000. Наша стратегия - мы хотим к 2006 году стать самой эффективной организацией такого рода в Европе: чтобы результат нашей помощи экономике страны в разы превышал затраты на содержание агентства из бюджета.

- Какая проблема была самой сложной при создании ЧехТрейда?

- Найти свою нишу в рамках общей структуры органов власти, выстроить отношения с экономическими отделами посольств и различными подразделениями министерства промышленности и торговли. Понятно, что мы не должны были выступать как конкуренты. ЧехТрейд не занимается формированием торговой политики, у него совсем другая роль - помогать отечественным предприятиям в продвижении своей продукции на мировом рынке. Мы считаем себя консультантами-советниками в области экспорта. Возвращаясь к предыдущему вопросу, должен сказать, что есть два вида культур: культура предпринимателей и культура чиновников. Так вот - первые хотят, чтобы мы им помогали и вели себя так, как принято в бизнесе, а вторые не всегда это понимают.

- Какие информационные услуги вы оказываете экспортерам и как собираете сведения?

- Прежде всего мы берем на себя информационный сервис: на сайте ЧехТрейда информируем экспортеров о проектах и тендерах Всемирного банка, других международных учреждений, публикуем запросы, которые к нам поступают от зарубежных предприятий, рассказываем о возможностях и тенденциях развития международных рынков. Но самым важным в своей работе считаем предоставление услуг нашими зарубежными офисами: они черпают самую свежую информацию "с мест" и являются своего рода связующим звеном между чешскими компаниями и интересующими их рынками других стран. Представительства ЧехТрейда за границей оказывают содействие в поиске партнеров, советуют нашим фирмам, как вести себя на том или ином рынке, помогают подобрать финансовые инструменты для осуществления сделки. Конечная цель этой работы - выход на деловые переговоры.

- Какого типа чешские компании чаще всего пользуются вашими услугами, какие отрасли они представляют?

- Наша задача - поддерживать прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса (с численностью до 250 работников), которые стремятся расширить внешнеэкономическую деятельность и выходят на новые, не знакомые для них рынки. По статистике, 80% наших клиентов - компании среднего уровня. Чтобы добиться конкретных результатов, мы пытаемся подбирать для возможного сотрудничества самые надежные и подготовленные предприятия. Если, допустим, мы видим, что появился шанс какой-то группе чешских компаний выйти на российский рынок, то отбираем из них в первую очередь те, которые соответствуют четырем условиям: искренне хотят работать на российском рынке; имеют хоть какое-то понятие об этом рынке; способны и готовы общаться на русском языке; имеют или проходят сертификацию товара в соответствии с ГОСТами. Что касается отраслей, тут все индивидуально. В Западной Европе наши офисы предлагают потребительские товары, участие в кооперации на условиях субпоставок. В России другая обстановка: промышленные отрасли проходят техническое перевооружение. Менеджмент большинства российских фирм прекрасно понимает, что на имеющемся производственном оборудовании весьма сложно выпускать конкурентоспособную продукцию. Поэтому задача российских офисов ЧехТрейда - это ориентация на поставки из Чехии оборудования и технологий для машиностроения, горнодобывающей, нефтехимической и пищевой промышленности, решения экологических задач и т.д.