- считает заместитель главного инженера Свердловэнерго Леонид Соловьев
- Какими ресурсами располагает АО-энерго для внедрения инноваций?
- Свердловэнерго - третья по выработке и мощности (более 8 МВт) энергосистема России. Уступает только Тюменской и Московской. У нас составлена программа энерготехнического перевооружения на 15 лет стоимостью 90 млрд рублей: 70 миллиардов будет потрачено на продление паркового ресурса, 20 - на мелкую реконструкцию. Должно выводиться 50% оборудования. Богатые страны считают, что отработавшее дешевле заменить оборудованием нового поколения, но для этого нужны изначально большие капитальные затраты. У Свердловэнерго таких денег нет, программа приспособлена под наши возможности.
- Сказанное означает, что внедрение новых технологий и оборудования вы не рассматриваете и через 15 лет Свердловэнерго будет в заплатках?
- В заплатках будут все АО-энерго страны, за исключением молодых вроде Тюменьэнерго. Проблемы модернизации, которые стоят перед нашей энергосистемой, характерны для всей отрасли.
- Что делать?
- У нас есть проекты, включающие совершенно новое оборудование. Нужны инвестиции извне или инвестиционную составляющую надо закладывать в тариф. Сегодня ее там нет: до 70% в себестоимости электроэнергии - топливо, 30% - капитальные ремонты. Реформа стартовала, но никто не спешит с инвестициями. Основной акционер государство: 50% акций. Денег у него нет. Около 20% акций у СУАЛа, пока только ведем переговоры. Я думаю, СУАЛ еще не чувствует тревоги, потому что мы стабильно обеспечиваем электроэнергией его заводы БАЗ и УАЗ, и там думают, что так будет всегда. Но электростанциям за 50 лет, срок их жизни - 10 лет, не больше. Между тем энергетика - очень капиталоемкая отрасль. Отдача от вложений будет только через десяток лет и в лучшем случае по 5 - 7% в год. Проще строить заводы кукурузных палочек.
Леонид Соловьев
- Откуда за рубежом берут деньги на модернизацию? Каковы механизмы инвестирования?
- У немцев инвестиционная составляющая сидит в тарифе - до 30%. Все равно кто-то должен платить. Даже если придет иностранный инвестор, кто будет с ним расплачиваться? Потребитель. Либо государство соберет эти деньги в виде налогов, а потом вложит, как было раньше. У немцев стояло наше оборудование, то же, что и на Рефтинской ГРЭС, и они уже давно заменили его новым. В Свердловской области, по нашим прогнозам, за 20 лет энергопотребление возрастет на 20 - 30%. Мы видим, что в таком виде АО-энерго в регионах становятся тормозом развития промышленности.
Деньги нужно вкладывать не только в модернизацию электростанций и строительство сетей, но и в машиностроительные заводы. Сегодня, если хочешь принципиально новое энергетическое оборудование, приходится обращаться в Германию.
- Наше машиностроение уводит вас назад?
- Не дает убежать вперед.
- То есть с отечественным машиностроением модернизацию не поднять, нужен импорт?
- Если быстро, то да. А если медленно, то нужно модернизировать заводы по производству энергетического оборудования. Это огромные суммы, время и усилия.
- А если наша энергетика будет обходиться латанием дыр?
- Она отомрет. Технико-экономические показатели наших станций на проценты хуже западных. Каждый процент прироста экономичности требует огромных затрат. Вложишь в два раза больше средств, а экономичность получишь всего 3%. Сегодня это цена всей мировой энергетики: выигрыш - единичные проценты, вкладываешь в разы больше. В загнивающем социализме в стране вводилось мощностей на 15 - 18 млн кВт ежегодно. В прошлом году мы ввели около миллиона. Такими темпами мы загасим энергетику. Хотя еще пять лет электроэнергия в стране не будет дефицитна.