- Посмотрите на эту кофемолку 60 - 70-х годов. Раньше наши военные заводы обязывали выпускать товары народного потребления. На изделии нет клейма, названия завода-изготовителя, все засекречено; но можно догадаться, что предприятие занималось космической продукцией - в очертаниях кофемолки угадывается что-то от лунохода.
А вот портсигар с лозунгом XXV съезда КПСС. Достаешь сигарету, прикуриваешь и знаешь: за тобой постоянно наблюдает внимательное око партии. Вот пудреница с изображением Дворца съездов: когда-то был советский кич, теперь - история.
Иван Рыжков
- Скажите, Иван, какие из экспонатов музея самые старшие по возрасту?
- Например, сундук, на котором выковано имя владелицы: Анна Александровна Белекеева. Мы не знаем, кто она, но знаем, что эта вещь принадлежала ей. Здесь есть магия - времени, прошлого... Или вот сечки, орудия для рубки, принесенные сюда с раскопок. Почти все изделия в экспозиции могут применяться по назначению. Они в рабочем состоянии, несмотря на возраст. Угольный утюг: им вполне может пользоваться пенсионер, экономящий на электричестве. Гирьки - фунтовые, не килограммовые, но по-прежнему точны. А самовары можно разжечь, и не только сапогом, это "лубочный вариант", но и как положено - с помощью самоварной трубы. Сегодня нам навязывают японские, китайские чайные церемонии, а ведь существовала русская чайная традиция. Представьте: век XIX, купцы, мещане, разночинцы прихлебывают чай из блюдечка, сидя на балконе или в саду, специальными щипчиками откалывая сладкие кусочки от сахарной головы...
- У каждой вещи есть своя история: как жила до вас и как к вам попала.
- Вот эти старинные весы с художественной ковкой в оформлении - заказные, принадлежали компании. Попали к нам от одного из друзей музея. (Какие-то вещи нам отдают безвозмездно, какие-то мы приобретаем.) Он "встретил" их на уралмашевском рынке, на антиквариате взвешивали картошку. Сам коллекционер, знающий толк в вещах, он тут же приобрел качественные современные и обменял на старинные. Обе стороны остались довольны.
- Вы тоже коллекционер?
- Скорее собиратель, и не только металлических изделий. Меня привлекает вся бытовая утварь, через нее так много узнаешь о людях и о времени. Коллекционеры копят что-то одно и "прячут под подушку", по ночам любуются. Собиратель - он как ребенок: может поиграть-поиграть да отдать другому. Ему важно показывать вещи, а не только собирать. Если к нам приходят подростки, я начинаю рассказ и показ с кольчуги, шлема, пушечных ядер. Мужчин интересуют инструменты. Для женщин у меня припасены шкатулочки, веретена, посуда. Каждую вещь можно воспринимать с точки зрения ее практического назначения, истории, а также обнаружить в ней философский, эзотерический смысл. Вещь пожившая и послужившая - это аккумулятор энергии. Особенно если сделана из металла.