Труба не по карману

Российский ТЭК требует реконструкции существующих магистральных трубопроводов и строительства новых. Без привлечения частных инвестиций на этих планах можно ставить крест

В правительстве РФ активизировались разговоры о том, что государство должно в самое ближайшее время принять решение о допуске частного капитала в сферу трубопроводного транспорта. Необходимость этого шага в первую очередь обусловлена ростом добычи и экспорта углеводородного сырья. Некоторые эксперты нефтегазовой отрасли, правда, считают, что более актуален сегодня экспорт продуктов переработки нефти и газа, однако председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев уверен, что высокие технологии для российского ТЭКа - это пока скорее перспектива, нежели реальность: "Во-первых, европейским государствам сегодня выгодней брать в России сырую нефть, перевозить ее и у себя перерабатывать: это лучше как для бизнеса, так и для властей, поскольку переработка создает рабочие места и приносит дополнительные налоги. Кроме того, глубокая переработка требует серьезных капитальных вложений: только создание одного рабочего места в химической отрасли требует 300 тыс. долларов. Наши нефтяные олигархи, настроенные на максимизацию текущей прибыли, не хотят вкладываться в таких масштабах. На это готовы иностранные инвесторы, но им нужны гарантии под вложения".

По прогнозам Язева, ставка по-прежнему будет на экспорт сырой нефти и газа. Согласно Энергетической стратегии РФ, утвержденной правительством в августе 2003 года, добычу газа планируется увеличить к 2010 году до 665 млрд куб. м. Между тем мощность газотранспортной системы без строительства новых газопроводов к этому году составит всего 580 млрд куб. м. При этом транспортные монополии Газпром и Транснефть не отрицают, что собственных инвестиций для реализации новых трубопроводных проектов им недостаточно.

Дым из трубы

По данным комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, износ основных фондов газотранспортной системы составляет в среднем 56%, средний возраст газопроводов близок к 22 годам, а около 14% выработали нормативный срок службы. Усугубляет ситуацию и то, что в 1990 - 2002 годах финансирование реконструкции объектов газотранспортной инфраструктуры осуществлялось в объеме, не превышающем 29% от потребности, поэтому проводилась реконструкция только наиболее изношенных объектов. В результате снизилась производительность газопроводной системы, транспортирующей газ из основного газодобывающего региона России - Надым-Пур-Тазовского (Ямало-Ненецкий автономный округ): при проектной мощности 577,8 млрд куб. м в год она не превышает сегодня 518,1 млрд куб. м.

У монополиста нефтепроводной инфраструктуры компании Транснефть 38% трубопроводов эксплуатируются свыше 30 лет, 37% - от 20 до 30 лет, 25% - менее 20 лет. Износ основных фондов магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов более 70%. Средний срок эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов при нормативном сроке в 33 года составляет 26 лет, а свыше 7,6 тыс. км трубопроводов (40%) эксплуатируются дольше нормы.

Маршрутный лист

По оценкам Газпрома, пропускную способность Единой системы газоснабжения (ЕСГ) необходимо уже к 2006 году увеличить на 35 млрд кубометров и наращивать далее. До 2020 года в ЕСГ потребуется строительство 28 тыс. км новых магистральных газопроводов. Валерий Язев считает, что с учетом необходимой разработки новых нефтегазовых месторождений наиболее актуальным станет как расширение уже существующей системы газопроводов, так и строительство трубопроводов на новых маршрутах транспортировки углеводородов.

В первом случае имеется в виду совершенствование уже сложившейся транспортной структуры в Надым-Пур-Тазовском регионе: расширение трубопроводной ветки от северных районов Тюменский области до Европы. Проблемы с пропускной способностью существуют на направлении Уренгой - Сургут - Челябинск, из-за чего к системе магистральных трубопроводов не подключено Береговое месторождение, разрабатываемое негосударственной компанией "Итера". Кроме того, по словам Валерия Язева, особое значение имеет освоение шельфов Баренцева моря, недр полуострова Ямал и Штокмановского месторождения.

Во втором случае к приоритетным масштабным международным проектам относятся сооружение газотранспортной системы Ямал - Европа и Северо-Европейского газопровода. Также, по словам Валерия Язева, в высокой стадии проработки находится проект транспортировки газа через Приморский и Хабаровский края в КНДР и Южную Корею, который даст России возможность диверсифицировать направления экспорта. "С этим проектом должны перемыкаться газопроводы, строительство которых запланировано в программе комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сейчас у нас восточнее Томска газопроводов нет. Так получилось, что когда создавалась Единая система газоснабжения, она вся расположилась западней Томска. Пришло время ликвидировать этот разрыв, объединить с ЕСГ Восточную Сибирь и Дальний Восток", - считает Валерий Язев. По расчетам специалистов, на данном направлении потребуется построить в общей сложности более 7 тыс. км магистральных газопроводов и ввести в эксплуатацию на базовых месторождениях 13 установок комплексной подготовки газа.

Освоение богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока затрудняет еще одна "горячая" проблема - отсутствие нефтепроводов на востоке страны, хотя нефтедобыча в этом регионе может составить 40 млн тонн в год. Минпромэнерго РФ поручено доработать предложения по созданию нефтепроводной системы в направлении Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин (Китай) для экспорта российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Пока в России более или менее стабильно реализуется лишь проект строительства Балтийской трубопроводной системы (см. ст. "Транспортные пробки", "Э-У" 9 от 08.03.04) с запланированной пропускной мощностью до 50 млн тонн в год.

Дорогие дороги

Специалисты Газпрома подсчитали: суммарная потребность в капитальных вложениях только на реконструкцию газотранспортной системы составит до 2006 года 230,6 млрд рублей. Ежегодная потребность в инвестициях для поддержания действующей нефтепроводной системы в работоспособном состоянии составляет порядка 30 млрд рублей. Сооружение новых трубопроводов также влетает в копеечку: так, по подсчетам нефтяников, строительство ветки Ангарск - Дацин обойдется в 1,7 млрд долларов.

Расслабляться транспортным монополистам не дают и трубники, цены на продукцию которых за последние полгода выросли на 50%. Директор по связям с общественностью Группы ЧТПЗ Анна Левитанская объясняет повышение цен на трубы ЧТПЗ и других трубных предприятий в первом полугодии увеличением цен на передельный металл (а стоимость металла в структуре себестоимости труб - около 70%): "В бюджетах на 2004 год был заложен рост цен на прокат на уровне 15 - 16% в год. Превышение роста привело нас к переходу на менее качественные материалы, увеличению бюджетов и исчерпанию значительной части годовых средств уже в первом полугодии". По данным Группы ЧТПЗ, цены на трубную заготовку только в первом квартале выросли примерно на 35 - 50%. Чтобы не влететь в убытки, группа, как и другие игроки отрасли, вынуждена повышать цены на продукцию.

- Безусловно, повышение цен на металл в первую очередь сказалось на наших потребителях, прежде всего госкомпаниях, таких как Транснефть и Газпром, а также на бюджетных организациях, - констатируют в Группе ЧТПЗ. А глава Транснефти Семен Вайншток еще более категоричен: "Если такими же темпами будет продолжаться рост цен на материалы, оборудование и стоимость строительно-монтажных работ, это может поставить под сомнение экономическую целесообразность трубопроводных проектов Транснефти", - заявил он на Третьем трубопроводном форуме (июнь, Москва).

И в Газпроме, и в Транснефти признают: реконструкция и строительство трубопроводов - серьезные и подчас непосильные для них затраты. Газпром не против привлечения частных инвестиций (см. интервью с Александром Рязановым). А Семен Вайншток откровенно выступает против, говоря, что его компания лучше других умеет и прокладывать трубопроводы, и привлекать кредиты на их строительство (под 7% годовых в рублях), и управлять системой. Объясняются такие настроения просто - нежеланием делиться собственностью.

Тариф не панацея

Впрочем, государство, на котором лежит ответственность за реализацию трубопроводных проектов, похоже, все-таки разворачивается в сторону частных компаний. В "Основных направлениях деятельности правительства РФ", в частности, говорится о необходимости строить новые нефтепроводы, что "возможно только в рамках партнерства государства и бизнеса". Управлять и контролировать трубопроводы по-прежнему будет государство, а финансировать строительство предлагается "за счет как средств бюджета, так и привлечения частных средств через инвестиционную составляющую тарифов за транспортные услуги".

Газпром со своей стороны уже предложил повысить тариф на транспортировку газа по своим трубопроводам. "Нынешний транспортный тариф, который регулируется государством, не позволяет нам инвестировать в строительство новых газопроводов, он позволяет только поддерживать на уровне сегодняшней мощности существующие газопроводы", - заявил зампред правления Газпрома Александр Рязанов на июньских парламентских слушаниях в Госдуме РФ "О состоянии и перспективах развития российского газового комплекса".

Однако аналитики и представители нефтегазовых компаний считают, что инвестиционный тариф - далеко не единственный и не самый удачный вариант, по которому частные компании могут привлекаться к участию в финансировании и строительстве газотранспортной системы и нефтепроводов. Так, по словам первого заместителя председателя правления НГК "Итера" Геннадия Скиданова, его компании до сих пор не понятно, как в Газпроме расходуются средства, которые независимые производители платят за прокачку газа:

- В 2002 году "Итера" заплатила за транзит по трубопроводам Газпрома 1,267 млрд долларов. Очевидно, там была учтена инвестиционная составляющая. Но в связи с тем, что Газпром - это крупное образование, никто, видимо, не может отследить, куда пошли эти деньги.

Независимые производители предлагают другие формы участия в финансировании трубопроводных проектов, в частности лизинг. Однако для полноценного участия частного капитала в строительстве трубопроводов необходимы гарантии возврата инвестиций, закрепленные на законодательном уровне. Требуется принятие закона "О магистральном трубопроводном транспорте" (подробней об этом см. в интервью с Валерием Язевым). Так как параметры, которые заложены в действующем законодательстве (так, ОАО "Газпром" по законодательству можно рассматривать не как госкомпанию, а как акционерное общество, что формально будет указывать на участие частных инвестиций в строительстве трубопроводов), могут еще долго сдерживать развитие частных трубопроводов в России.