Органы местного самоуправства

Евгений Сеньшин
6 сентября 2004, 00:00
  Урал

"Крутящий момент" преобразования местного самоуправления на Урале - не изыскание внутренних резервов развития муниципий, а интриги политических кланов

Гордума Челябинска приняла 25 августа поправки к городскому уставу, внесенные мэром Вячеславом Тарасовым. Замысел нововведений: главой города становится председатель муниципальной думы, именно он олицетворяет политический центр, а глава администрации - это наемный менеджер, исполняющий исключительно хозяйственные функции. Аналогичная модель системы органов местного самоуправления применена этим летом в Кургане. Депутаты курганской гордумы приняли соответствующие поправки к уставу города 29 июня.

Формально - верно

И в курганском, и в челябинском случае наемный ситименеджер избирается специальной комиссией, которая в равных долях состоит из представителей администраций области, города и муниципальной думы. (Закон предоставляет муниципальным властям право выбрать и иную процедуру назначения сити-менеджера.) Таким образом, задача действующего мэра - обеспечить в комиссии контролируемое большинство.

Вячеславу Тарасову это, кажется, удается. Челябинский политолог Александр Подопригора поясняет: "Гордума почти полностью подконтрольна Вячеславу Тарасову. В том числе и потому, что он сконцентрировал в своих руках исполнительные и законодательные функции, являясь одновременно и главой администрации города, и председателем городской думы. Новый закон о принципах местного самоуправления требует четкого разделения этих функций. Благодаря поправкам к уставу Тарасов сохраняет монополию на власть в городе, формально исполняя закон. Должность наемного сити-менеджера будет занята после выборов главы города (они планируются на декабрь этого года. - Ред. ), и, очевидно, персоной, лояльной Тарасову. Оценить полезность нововведений для горожан пока сложно. Но одно ясно точно: такая модель полностью устраивает Вячеслава Тарасова, который стремится сохранить полный контроль как в городской думе, так и в администрации города".

Могущественность позиции Тарасова подтверждается тем, что за поправки, им предложенные, проголосовали и бизнесмены, не входящие в "ближний круг" главы города, и большинство депутатов-единороссов, несмотря на настойчивые рекомендации городского политсовета этого не делать. (Размолвка мэра и партии объясняется тем, что в декабре 2003 года Тарасов отказался возглавить политсовет городского отделения "Единой России": региональная парторганизация подконтрольна областной администрации, и он не пожелал собственноручно ограничивать личный политический маневр.) Начальник отдела по связям с общественностью и СМИ исполкома челябинского регионального отделения "Единой России" Юрий Чанов считает, что в городе складывается режим власти одного человека.

В Кургане, как считают местные аналитики, мотивы корректировки устава аналогичны: цель - укрепление положения действующего мэра Анатолия Ельчанинова, которому в ноябре предстоят перевыборы. Таким образом Ельчанинов сохраняет за собой рычаги управления город-ским хозяйством, устраняясь при этом от ответственности перед населением за его состояние.

По сути - издевательство

Анализ курганского и челябинского опыта позволяет сделать первые выводы - увы, неутешительные.

Теоретически система назначения сити-менеджера оправдывается, по крайней мере, тремя аргументами. Первый: процедура назначения вынудит городские и областные власти к поиску компромиссного варианта (не секрет, что в областных центрах они, как правило, находятся в состоянии перманентного конфликта). Второй: снизится риск избрания "темным", доверчивым населением выскочек-демагогов, манипуляторов общественным мнением. Третий: во главе муниципального хозяйства встанут профессиональные управленцы, освобожденные от необходимости плести политические интриги. Все это в комплексе, по идее, должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

В действительности картина, скорее всего, окажется далека от описанной идиллии. Ключевым органом, определяющим контроль над городским хозяйством, станет избираемая населением муниципальная дума. Это значит, что использование спекулятивных избирательных технологий не потеряет в интенсивности, фронт противостояния областных и муниципальных органов власти перекочует на это поле. Победители получат возможность назначения абсолютно послушного сити-менеджера.

В результате население, на сей день как-никак обладающее правом прямого волеизъявления, будет совершенно отторгнуто от системы муниципальной власти. А власть в отсутствие доступных горожанам механизмов отзыва депутатов, главы города и сити-менеджера приобретет еще более клановый, коррумпированный характер.