Положительную деловую репутацию способны создавать руководители, ориентированные на долгосрочную перспективу, уверен гендиректор консалтинговой группы "Лекс" Джавид Дамиров
- Джавид Ягубович, что вы понимаете под деловой репутацией?
Джавид Дамиров
- Это мнение окружающих о компании, как она воспринимается во внешней среде. С одной стороны, это этическое понятие: здесь важно, какими принципами руководствуется компания по отношению к сотрудникам, конкурентам, партнерам, профессиональному сообществу. Ведь в основе многих корпоративных, трудовых и других споров лежит нарушение общечеловеческих, а не рыночных ценностей. С этой точки зрения, под деловой репутацией понимаются корпоративная культура, репутация топ-менеджеров и основных акционеров компании. С другой стороны, репутация - категория рыночная, и ее составляющими являются известность брэнда, история компании, качество продукции и услуг, профессионализм сотрудников, эффективная система управления.
- В чем важность репутации для аудиторских и консалтинговых компаний?
- В сфере оказания профессиональных услуг деловая репутация неоценима. Клиенту не безразлично, с кем работать. Ведь он доверяет развитие бизнеса профессионализму стороннего человека. Аудит и консалтинг - это те сферы, где репутация действительно становится важным активом. Дейл Карнеги писал: "Вы получите больше удовольствия и добьетесь большего успеха, помогая другим людям добиваться их целей, чем добиваясь ваших собственных целей". В этом утверждении - суть консалтингового бизнеса. Работа по этому принципу самым лучшим образом формирует репутацию консалтинговой компании.
- Деловую репутацию иногда путают с известностью, имиджем компании. В чем разница?
- В отличие от имиджа, созданного PR-методами, деловая репутация не покупается, она складывается на протяжении всей истории компании. А разрушить ее можно одним действием. Положительную деловую репутацию способны создавать руководители, ориентированные не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочную перспективу.
- Сформировалось ли сегодня в деловых кругах отношение к репутации как к активу, который может приносить прибыль?
- В экономике западных стран деловая репутация имеет реальную стоимость и является частью нематериальных активов предприятия. В России, несмотря на потенциальную возможность деловой репутации приносить прибыль, по-настоящему осознанно ею управляют немногие компании. Отчасти это связано с относительно высокой степенью монополизации экономики, незрелостью рынка, тогда как деловая репутация присуща высококонкурентной среде.