Автомобиль как локомотив

20 декабря 2004, 00:00
  Урал

Импульс развитию страхового рынка придало введение обязательных видов страхования

Страховые компании Урала в этом году показали хорошие результаты: по итогам девяти месяцев объем премий вырос на 36,2%. Причем компаний стало значительно меньше: государство начало жесткую чистку рынка.

Не секрет, что страхование в российской практике используется не только по прямому назначению, но и как "отмывочная" технология. И если крупные страховщики, дорожа имиджем, не прибегают к таким схемам, то мелкие региональные идут на это весьма охотно. Сначала под "пресс" попали компании, не ведущие никакой страховой деятельности, затем мелкие страховые фирмы, уставный капитал которых не соответствует требованиям закона. В Уральском регионе таких оказалось 29.

Эксперты полагают, что процесс окажет положительное влияние на рынок - подтолкнет бизнес к консолидации. Считается, что количество российских страховых компаний значительно превосходит потребности национальной экономики. На рынке должны остаться несколько сотен крупных организаций, специализирующихся на обслуживании определенных секторов. Также будет поделен рынок страхования физических лиц. Безусловно, заметно скажутся изменения требований законодательства о специализации по "рисковым видам страхования" и страхованию жизни. Крупные федеральные компании уже создали специализированные структуры для оказания услуг по страхованию жизни, именно они и получат основной объем страховых премий в этом сегменте.

Особое место в структуре страхового бизнеса занимает обязательное страхование автогражданской ответственности. Анализ результатов ОСАГО показывает весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, тарифы на страхование для многих категорий граждан достаточно высоки, и в прессе периодически возникают дискуссии о необходимости их снижения. С другой - число убыточных операций по ОСАГО растет. Особенно это касается региональных компаний, имеющих несбалансированный страховой портфель с перекосом на ОСАГО. Неважно идут дела и у компаний, ведущих бизнес в северных районах страны. Если в крупных городах убыточность растет из-за высокой доли ДТП с большими суммами ущерба, то в северных регионах - из-за значительных затрат на восстановление и ремонт пострадавшего транспортного средства. При этом компании вынуждены платить достаточно большие комиссионные (до 20%) страховым агентам. Все это отражается на общем финансовом положении страховщиков: у некоторых уровень убыточности превысил по итогам девяти месяцев безопасный показатель в 77%. Однако и это не все: в регионах большинство граждан обратились в страховые компании пока только за компенсацией ущерба, нанесенного "железу", о вреде жизни и здоровью мало кто задумывается. Но в Москве уже участились случаи обращений за компенсациями вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Очевидно, скоро "мода" дойдет до регионов. Да и собственно число регистраций ДТП увеличивается с каждым месяцем: если раньше граждане по привычке стремились урегулировать проблемы сами, даже имея на руках полис, то теперь в страховую компанию обращаются при самой безобидной царапине.

Тем не менее роль ОСАГО для всего рынка чрезвычайно велика. За всю современную историю к страхованию не удавалось привлечь столько внимания, как в минувшем году. Введение ОСАГО заставило страховщиков активно заняться рекламой услуг и пробудило интерес со стороны населения к страхованию в целом. Компании, которые сумеют воспользоваться ситуацией, получат дополнительный импульс для развития. Конкуренция усилится, отсев "слабых" пойдет стихийно, без вмешательства государства.