Авантюра невиданного размаха

9 мая 2005, 00:00
  Урал

Редакционная статья

Когда стало известно, что заседание Госсовета 19 апреля будет полностью посвящено проблемам жилищного рынка, самым логичным предположением было следующее: разговор пойдет о первых итогах вступления в силу "жилищного пакета" законов, обнаруженных в полевых условиях недоработках и методах их исправления. Ничуть не бывало. О пакете речи вообще не вели, если не считать общего утверждения, что он "создал условия, необходимые для развития рынка жилья". Ни слова не сказали и о недостатках. Между тем на прошедшем в конце апреля Пятом форуме столичных риэлторов сырых мест в законах обнаружили массу. Общее настроение форума: условия для создания рынка доступного жилья в России так и не созданы, и если парламентарии продолжат с такой же скоростью штамповать законы подобного качества, оно вряд ли появится вовсе.

Вторая очевидная тема для обсуждения: как сгладить главное противоречие жилищной реформы - разрыв между активно стимулируемым платежеспособным спросом и системно опаздывающим ростом предложения (подробнее о проблеме см. "Э-У" 4 от 31.01.05 "Спрос лубяной - объем ледяной"). Мы снова не угадали. Более того, разработчики национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", представленного на Госсовете, собираются этот разрыв углубить. Львиная доля предлагающихся мер нацелена на раскручивание ипотеки. Главные новации: субсидировать за счет государства часть процентной ставки по ипотечным кредитам так, чтобы она составляла для населения 7 - 9% годовых; компенсировать молодым семьям часть кредита за каждого родившегося ребенка; субсидировать часть первоначального взноса.

Учитывая, что председатель рабочей группы, разрабатывающей проект, губернатор Челябинской области Петр Сумин встречался с президентом РФ Владимиром Путиным еще 11 апреля и по заявлению, сделанному Суминым для СМИ, "проект был в целом одобрен", идеология его не изменится. Вряд ли помогут, к примеру, высказывания министра финансов Алексея Кудрина о том, что увеличение вливаний денег в экономику без создания условий для роста объемов предложения вызывает опережающий рост цен на жилье. Равно как и утверждение заместителя министра Минэкономразвития Андрея Шаронова, что снижение первоначального взноса заемщика до 10% сильно увеличивает риски невозврата кредита. Ипотеку будут накачивать деньгами. А значит, дальнейший значительный рост цен на жилье обеспечен. Для большинства населения оно станет менее доступным. Это первое.

Второй важнейший момент: национальный проект - это расширенная и дополненная модификация ФЦП "Жилище". Самим Госсоветом реализация этой программы признана неэффективной. Между тем все подпрограммы, в нее входящие, в новом проекте парадоксальным образом сохранены, только потратить на них предполагается в течение пяти лет не 110,4 млрд рублей, ранее запланированных, а 657,3 миллиарда. Видимо, с той же эффективностью.

Третий тревожный факт: разработчики проекта еще теснее переплели развитие строительного рынка и модернизацию ЖКХ. Главная опасность - деньги, выделяемые на создание новой инфраструктуры, будут по большей части уходить в бездонную яму коммуналки. Именно стыковка полностью рыночного строительного сектора и нерыночного коммунального порождает значительную долю проблем застройщиков, увеличивая издержки строительства, которые при этом проблем ЖКХ не решают: там только-только формируется бизнес, который будет "считать сам себя", а не тянуть деньги строителей.

Проект - это, во-первых, 94 новых нормативно-правовых акта, имеющих непосредственное отношение к строительному рынку, которые предстоит принять в ближайшие годы; во-вторых, 125 глобальных организационных мероприятий; в-третьих, существенное увеличение бюджетного финансирования существующих подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" и создание новых подпрограмм. Общий объем финансирования - 1,3 трлн рублей (480 миллиардов - бюджеты регионов, остальное - федеральный бюджет).

Складывается впечатление, что мы на пороге правительственной авантюры небывалого доселе масштаба: больше триллиона рублей в течение пяти лет будет потрачено без всяких гарантий эффективности.