Ловись, рыбка

Социальный пакет, включающий страховые продукты, может стать эффективным способом мотивации персонала для предприятий и выгодной сферой деятельности для страховщиков

С последнего кризиса минуло почти семь лет. В посткризисные годы людей, ищущих работу, интересовал прежде всего уровень заработной платы, остальные условия труда они почти не рассматривали. Ныне ситуация изменилась: количество работоспособных граждан сокращается, а заработная плата, к сожалению трудящихся, не растет бесконечно (есть потолок, выше которого работодателю поднимать ее нецелесообразно). На помощь предприятиям, заинтересованным в удержании квалифицированного персонала, могут прийти страховые компании, предложив услугу формирования социального пакета.

Приманка для работников

С каждым годом растет количество успешных и эффективных предприятий, осознавших: подъем их бизнеса обеспечен не только усилиями менеджмента и уровнем технологий, но и грамотным управлением персоналом. А с квалифицированным персоналом сейчас большие проблемы: кадровый голод душит все рынки - от сельскохозяйственного до информационных технологий.

Как показывает практика, одним из действенных инструментов мотивации сотрудников, позволяющим привлекать и удерживать в компании ценные кадры, становится социальный пакет, предоставляемый работодателем сотруднику.

В принципе содержимое пакета зависит только от фантазии и финансовых возможностей руководства предприятия. В прошлое отходит практика оплаты услуг сотовой связи, расходов на автомобиль - это не дополнительные компенсации для сотрудников, а обеспечение необходимых условий труда. Все реже работодатели оплачивают услуги фитнес-клубов. Зато популярным направлением, входящим в социальный пакет компаний, дорожащих имиджем, становится проведение корпоративных праздников: атмосфера в коллективе - немаловажный фактор сплоченной и эффективной работы. Особое внимание уделяется наполнению социального пакета страховыми продуктами, нацеленными на поддержание здоровья и работоспособности людей.

- Содержание пакета зависит от уровня должности: чем она выше, тем дороже социальный пакет, - рассказывает о статусных критериях "пакетирования" директор по работе с регионами страховой группы "Спасские ворота" (Москва) Елена Фельгенгауэр. - Существует подход с учетом мотивации: за достижения и успехи определенный сотрудник имеет социальный пакет дороже, чем его коллеги того же должностного уровня.

Лучше быть богатым и здоровым

Какие страховые "опции" может включать соцпакет? Руководитель департамента корпоративных продаж Росгосстраха (Москва) Максим Элик отмечает: "Наиболее востребовано сейчас добровольное медицинское страхование сотрудников. В меньшей степени корпоративных клиентов интересует страхование от несчастных случаев и болезней. Практически не пользуется спросом долгосрочное страхование жизни".

Содержание соцпакета определяют должность и статус сотрудника

При амбулаторной помощи по ДМС застрахованное лицо прикрепляется к медицинскому учреждению, где проводятся все необходимые клинико-диагностические исследования. Стационарное лечение предусматривает экстренную и плановую госпитализацию. Страховщики при этом могут предложить отдельные палаты разного уровня комфортности, питание по выбору застрахованного и даже индивидуальный пост медицинской сестры. Серьезная проблема - адекватные тарифы на амбулаторное и стационарное лечение в рамках ДМС: они не всегда устанавливаются в зависимости от качества обслуживания и оборудования.

Часто соцпакет включает стоматологические услуги: страховка предусматривает терапевтическое и хирургическое лечение, терапию слизистой оболочки рта, протезирование и ортодонтию.

Экстренная медицинская помощь также может входить в ДМС. Чтобы не зависеть от прихотей государственной медицины, страховые компании предлагают услуги альтернативной скорой помощи, которая гарантирует прибытие в течение 15 - 20 минут.

На рынке есть предложения для строителей и служащих офиса, водителей и работников промышленности. Страховые компании могут учесть не только специфику деятельности предприятия, но также и возрастной, половой состав сотрудников. Так, в компании "Энергогарант" специально разработали для коллективов, в которых большая часть женщин в возрасте от 40 лет и старше, программу "Метаболический синдром", где страховщик предлагает воспользоваться услугами гинеколога-эндокринолога, психотерапевта и диетолога.

Помимо стандартных продуктов страховые компании готовят уникальные программы, ориентированные на обслуживание VIP в элитных медицинских учреждениях. Неискушенный обыватель будет сильно удивлен, узнав, на что идут страховщики, чтобы привлечь новых клиентов. Образчиком может выступить запущенная в марте 2005 года компанией "Энергогарант" медицинская корпоративная программа "Антистресс". Цитата из пресс-релиза: "Программа рассчитана на клиентов, испытывающих синдром усталости из-за напряженного ритма работы, долгой работы за компьютером, неправильного питания. Это комплекс реабилитационно-восстановительных мероприятий, включающий медикаментозную терапию, методы релаксации, курсы массажа, гидротерапию, термотерапию, бальнеотерапию, пелоидотерапию, талассотерапию и ароматерапию". Подобного рода предложения на рынке медицинских услуг стоят до 2000 у.е.

Ищи, кому выгодно

Работодатель при использовании социального пакета с продуктами страхования внакладе не остается. О действенности его как инструмента удержания квалифицированных кадров мы уже говорили. Есть и прямая экономическая выгода: страховые премии могут быть отнесены на расходы.

Интересна работа в этом сегменте и страховщикам: обслуживание корпоративных клиентов обеспечивает им стабильные поступления и позволяет формировать сбалансированный страховой портфель. Застраховав сотрудников предприятия, компания гарантированно получит прибыль: не все застрахованные "выбирают" страховую сумму по ДМС. Многие воспринимают медицинскую страховку, входящую в соцпакет, как элемент статуса и не обращаются в лечебные учреждения. Частный клиент, заключив договор ДМС, воспользуется медицинскими услугами на все 100%. Еще один фактор, влияющий на привлекательность работы страховых компаний с корпоративными клиентами, - накладные расходы. Они одинаковы что при заключении договора с частным лицом, что с целым предприятием. Зато страховые суммы и, соответственно, премии могут различаться многократно. Преимущество сотрудничества для страховщиков также в том, что появляется возможность выхода на конкретное предприятие с предложением по другим видам страхования.

Без капли дегтя, однако, не обойтись: при реализации подобных программ часто возникают проблемы. "Выделю неточности, ошибки, опечатки в документах, подтверждающих личность, факт наступления страхового события; несвоевременную подачу документов; текучесть кадров и, как следствие, постоянное изменение состава застрахованных лиц", - перечисляет Ирина Небаева, начальник отдела маркетинга страховой компании "Траст" (Челябинск). Директор по развитию страховой компании "ЮжУрал-АСКО" (Челябинск) Инна Щеткина дополняет коллегу: "Корпоративные клиенты часто не желают отслеживать изменения в списках застрахованных в связи с приемом и увольнением сотрудников". Елена Фельгенгауэр указывает и на "неадекватное восприятие комплекса страховых услуг, предоставляемых тому или иному сотруднику, необоснованное желание его расширить и связанные с этим жалобы".

Но главное - в плюсе сами работники: повышается их социальная защищенность, они вовлекаются в страхование. Помимо текущей заботы о здоровье своих сотрудников работодатель может предложить и программы негосударственного пенсионного обеспечения. Предприятие совместно с сотрудником ежемесячно перечисляет часть средств в негосударственный пенсионный фонд, и при наступлении пенсионных оснований работник будет получать дополнительную пенсию.

Участники рынка считают перспективы работы с корпоративными клиентами в рамках страхования сотрудников самыми оптимистичными. По мнению, например, директора по страхованию компании БАСК (Белово) Ольги Бутковской, прогнозируемые темпы роста по этим видам страхования (ДМС, несчастный случай на производстве, пенсионное страхование) составляют 10 - 15% в год.