В Челябинской области назрел крупный внутрипартийный конфликт. Поле сражения - прокремлевская партия "Единая Россия". Оппоненты - ставленники областной администрации и "ветераны партии". Первые берут верх.
Корни разлада в стане челябинских "единороссов" ведут в 2002 год. Тогда особым благоволением президента заручился один из отцов-основателей "ЕР" председатель Российского Союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич, и генеральный совет партии уполномочил лидера местных ветеранов афганской войны Владислава Жиганова создать на Южном Урале отделение "ЕР". Областное руководство пыталось, однако, протащить на должность руководителя регионального отделения своего человека. В прошлом году это удалось: лидером южноуральских "единороссов" был избран председатель областного Законодательного собрания Виктор Давыдов, а представитель обладминистрации в Совете Федерации Евгений Елисеев возглавил челябинскую городскую парторганизацию. Владислав Жиганов, будучи членом политсовета "обкома", в качестве "утешительного приза" обрел статус сенатора от регионального Законодательного собрания.
Однако "худой мир", основанный на принципе "рука руку моет", оказался недолговечным. Новый виток конфликта начался в конце февраля срывом челябинской городской отчетно-выборной конференции "Единой России": стороны не смогли поделить городской политсовет. Через несколько дней, в отсутствие Давыдова, Жиганов склонил региональный политсовет партии к решению об отставке Елисеева. Однако по результатам мартовской проверки, учиненной центральной контрольно-ревизионной комиссией "ЕР", президиум генерального политсовета партии занял сторону Елисеева, подтвердил его полномочия, а действия "жигановцев" признал неправомочными.
Жиганов не успокоился. В начале мая на очередной конференции регионального политсовета он сотоварищи исключает из партии 138 человек, в том числе Елисеева и Давыдова, "за активное противостояние вышестоящим органам". Но генсовет "Единой России" устраивает очередной отлуп: признает конференцию нелегитимной. Более того, 2 июня на отчетно-выборной конференции челябинской городской ячейки из партии исключают самого Жиганова и 42 его соратника. На следующий день проходят сразу две областные партийные конференции - "жигановская" и "давыдовская". Точку в борьбе за власть в партии поставило федеральное руководство. Член президиума генсовета "ЕР", координатор Уральского межрегионального координационного совета партии Валерий Язев, присутствовавший на конференции Давыдова, дал понять, что группе Жиганова не место в партийных рядах. "Настала пора избавляться от случайных людей", - заявил Язев.
Итог: Давыдов по-прежнему возглавляет региональное отделение партии, Елисеев - городское. Жиганов изгнан не только из партии, но и из Совета Федерации. В апреле Виктор Давыдов обратился с письмом к Сергею Миронову с просьбой о досрочной отставке Жиганова с сенаторского поста: тот якобы незаконно приобрел орден Красной Звезды. Миронов предложил сенатору либо добровольно покинуть Федеральное Собрание, либо дождаться принудительной отставки по итогам обсуждения "наградного скандала" верхней палатой российского парламента. 7 июня Жиганов объявил, что предпочел первый вариант. Теперь парторганизация в кармане у региональных властей. Впереди очередные выборы в областное Законодательное собрание - и полдела по формированию прогубернаторской фракции сделано, только бы избиратели не подвели.
О чем говорит челябинский сюжет? О смене элит в наиболее влиятельной российской партии. Вертикаль власти, предполагающая сращивание всех ветвей и уровней власти в единое целое, как палка о двух концах ударила по собственным проектировщикам. Губернаторы, поголовно вступившие в "ЕР", вроде бы демонстрируя лояльность президентской вертикали, на деле стараются оседлать партию и восстановить паритет. Выдавленные Кремлем из публичной политики, они естественным образом находят применение богатым навыкам политической борьбы в подковерных играх. Так или иначе - не сдаются.