Специалист местного пошива

Марина Романова
19 сентября 2005, 00:00
  Урал

Подготовка кадров для fashion-рынка Урала в дизайнерском звене работает на опережение спроса, в технологическом - удовлетворяет текущие потребности, в торговом и менеджерском - отстает от них.

Когда вы приобретаете новый костюм, или плащ, или летнюю маечку, вы не просто покупаете вещь, которую будете носить. В этот момент совершается масса разнообразных действий и взаимодействий. Являясь последним звеном модной цепи дизайнер - производство - торговля - потребитель, вы включаете ее в "сеть". Под влиянием собственных ментальных характеристик, пристрастий, а также личной реакции на рекламные акции вы совершаете выбор и говорите "да" определенному брэнду, марке или пока еще четко не оформленной бизнес-структуре. Таким простым и приятным действием, как покупка одежды, вы оправдываете - или перечеркиваете - усилия многих людей, фирм и даже стран.

Fashion-бизнес в России пока развивающийся. Его состояние во многом зависит от того, насколько грамотные, мотивированные люди здесь работают. Сфера профессионального образования способна активно влиять на отрасль. Она может удовлетворять конкретные запросы экономики и даже инициировать их, однако будет и тормозить, если не реагирует на потребности. Наш разговор о том, как готовятся кадры для разных звеньев уральского рынка одежды: что (кто) есть, чего (кого) не хватает.

Дизайнеры: хороша Маша, да не наша

Профессиональных дизайнеров в России в десять раз меньше, чем в Италии. Эксперты считают, что именно плотность модельеров определяет уровень модного рынка. Открывая в 1993 году кафедру дизайна одежды, в Уральской архитектурно-художественной академии шли не от реальной потребности в кадрах. Работодателей, жаждущих заполучить таких специалистов, тогда практически не было. Но в УрГАХА предполагали: вектор общественного и экономического развития приведет к тому, что страна пожелает иметь собственное производство одежды, а не удовлетворится ролью генерального инвестора в легкую промышленность Китая и Турции. Дизайнеры же станут тем звеном, за которое, усилив его, удастся вытянуть всю модную цепочку. Эту точку зрения поддерживала и межрегиональная ассоциация "Большой Урал". Теперь можно констатировать: перспективу развития угадали верно. Однако реинкарнационные возможности российской легкой промышленности и роль дизайнеров как подъемного крана экономики явно переоценили.

Ежегодно академия выпускает от 10 до 15 дизайнеров одежды. Это немало: дизайнер в этой отрасли - лидер, вдохновитель производства. Уральских модельеров ценят как рисовальщиков высокого уровня с развитой образной системой, продуцирующих неординарные идеи. Идеи бывают и "улетные", любое творчество не без этого, но в целом молодые специалисты ориентированы на реальный спрос. Смотрю дипломные работы нынешних выпускников. Никита Баранов придумал серию спокойно-модных вещей для мужчин. Марина Червова экспериментирует в устоявшихся формах, добиваясь актуального эффекта за счет сочетания цветов и тканей. Многие студенческие проекты можно брать и запускать в производство.

Можно. Но не берут. Даже студентов на практику - неохотно. Там, где образование встречается с производством, возникают уже традиционные для многих отраслей ножницы. Вуз готовит идеальных специалистов для некоего идеального производства. Реально существующее в них зачастую не нуждается. Возможно, образование, сыграв на опережение, слишком забежало вперед. Большинство швейных предприятий пошло непатриотичным, зато наиболее надежным путем: шьют модели по готовым чертежам. В этом случае актуальными становятся конструкторы и технологи, а отнюдь не дизайнеры. Самое крупное по объему производства и прибыли предприятие легкой промышленности Свердловской области "Пальметта" работает в основном по итальянским лекалам. В свое время известный модельер белья Ирина Бучельникова проходила там практику, но больше, по словам заведующей кафедрой дизайна одежды академии Людмилы Кокоревой, преуспевающая компания дизайнеров на стажировку не берет.

Дизайном местного производства интересуются лишь те фирмы, которые рискуют позиционировать себя как Дома мод, то есть не только шьют, но и придумывают. Например, компания "Стиль": в штате три дизайнера, возглавляет отдел известный модельер Ольга Воробьева, выступающая на Неделях моды с собственными коллекциями. Каждый год здесь проходят практику студенты УрГАХА, Гуманитарного университета и учащиеся профильных колледжей. Директор фирмы Ирина Варганова комментирует: "Студенты для нас не просто лишние хлопоты, это забота о будущем: заранее присматриваем специалистов".

Где же работают дизайнеры уральского "пошива", задуманные как катализатор крупного производства, в условиях отсутствия оного? Без работы не остаются. По утверждению Людмилы Кокоревой, их целенаправленно готовят как специалистов широкого профиля, которые могут реализоваться в смежных отраслях, рекламе, театре, кино. Наиболее преданные дизайну одежды идут в небольшие креативно работающие компании. Есть и впечатляющий vip-список: два выпускника трудятся на благо французских модных домов, несколько работают в США, Испании, Канаде, а в стамбульскую фирму по производству кожаных вещей нашу девушку взяли прямо с конкурса, где она демонстрировала свои модели. Утечка дизайнерских мозгов - свидетельство того, что в уральской академии учат качественно, но и того, что нашему специалисту не всегда находится достойное "домашнее" применение.

Изначально более практическую направленность в подготовке кадров для fashion-рынка выбрал Гуманитарный университет. Негосударственное учебное заведение работает на удовлетворение существующего спроса. Он определен как потребность не столько в художниках, сколько в конструкторах, технологах и инженерах. Здесь создан факультет конструирования и моделирования одежды, на котором обу-чается около 500 человек, включая заочников. По словам ректора университета Льва Закса, ставка сделана на подготовку полифункциональных специалистов, удобных для кадрово компактных предприятий: чтобы разбирались и в модных тенденциях, и в технологических тонкостях, и в бухгалтерской отчетности. Но это не дизайнеры.

Производство: от крупного к крупному через мелкое

Произвести легче, чем продать, - такова ситуация в модной индустрии Запада. Продать чужое все еще легче, дешевле, надежнее, чем произвести свое, - ситуация в модной индустрии России. Советская легкая промышленность, где единственным модельером выступал Госплан, ушла в историю, но оставила корешки в нашем сознании: в виде генетического сопротивления именам, написанным на кириллице, и упования на промышленность обязательно в крупных размерах.

Сколько можно плакать по "многотиражным" швейным и обувным фабрикам? Fashion-мир давно делает ставку на мелкие и средние предприятия: модные дома с небольшим объемом производства, бутики, реализующие собственные коллекции. Такой процесс начался и у нас. Инициаторами стали опять же дизайнеры, которые не нашли себе применения в существующем производстве и создали собственное: Лариса Селянина, Мария Варламова, Лариса Одинцова и другие. На мини-фабрике Натальи Соломеиной трудится около 40 человек.

Ректор УрГАХА Александр Стариков понимает, что в данных условиях нужно вносить коррективы в учебный план. Основы менеджмента, маркетинга, экономических знаний даются, но недостаточно. "Когда рынок моды развит, дизайнеру это не обязательно. Если же он вынужден сам инициировать производственный процесс, ему требуются специальные знания". Академия приобрела по франчайзингу программу, апробированную в Великобритании, законодательнице мод в сфере подготовки дизайнеров, - курс "Глобальный потребительский рынок". Программа будет использоваться как дополнительная образовательная услуга. Теперь уральские студенты смогут учиться у английских преподавателей и получать диплом Хаддерсфильдского университета.

Современный рынок одежды предполагает разнообразные формы. "Начать нужно с мелкого производства. Потом, я думаю, пойдет процесс укрупнения. Появятся смелые деловые люди и в легкой промышленности. У нас пока нет привычки инвестирования в нее, в отличие от металлургии и машиностроения. Но со временем станет ясно, что "легкая" сфера благодаря быстрому обороту средств может быть очень прибыльной", - так видит перспективу Александр Стариков.

Если десятилетие назад самым актуальным звеном, которое решало во многом судьбу отрасли, являлось дизайнерское, то сегодня оно окрепло, а острота вопроса падает на другое - менеджерское, считает Владимир Волков, заместитель председателя ассоциации "Большой Урал". Нужны не только дизайнеры со знанием менеджмента, но, главное - менеджеры, разбирающиеся в моде. От них во многом будет зависеть создание новых фирм и приток инвестиций в отрасль. Уральское образование пока не готовит подобных специалистов.

Торговля: дает заказ образованию

Бутик местных дизайнеров - в провинции явление пока чрезвычайное. В Екатеринбурге их имеют Татьяна Колпакова (в крупном торговом центре "Дирижабль"), Наталья Соломеина (открылся недавно на территории магазина "Русские меха"). В торговом сегменте российский fashion-рынок сегодня немыслим без бутиков иностранных марок. Ими и определяется: эти торговые системы связывают нас с миром, привносят современные тенденции и ставят проблемы, которые лишь намечены для общей массы российской fashion-торговли. Даже названия профессий, действующих на этом поле, еще слабо прижились в русском языке: байеры, мерчендайзеры, fashion-консультанты. Учебных заведений, которые готовят таких специалистов, нет не только в Уральском регионе, но и в России. Это - прямой заказ образованию.

Три года на региональном рынке одежды действует компания Vindex group. В ее марочном "портфеле" в Екатеринбурге такие модные брэнды, как Givenchy, Gianfranco Ferre, Baldinini. В ближайших планах - открытие новых бутиков мировых Домов моды. Кадровая проблема перед Vindex group стоит очень остро. Рассказывает вице-президент компании Сергей Шаповалов: "Главная наша цель - предоставить клиентам возможность пользоваться ценностями, которые создают ведущие дизайнеры мировой fashion-индустрии, дать самую свежую информацию обо всем, что происходит в мировой luxury индустрии. Для реализации этой миссии нужны профессионалы высочайшего класса. Особенно сложно с менеджерами top-уровня: у нас остаются открытыми три вакансии на должности управляющего бутика. Мы пока не можем найти людей, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к данным позициям".

По определению управляющего партнера консалтинговой компании "Росконсалтпроект" Елены Косаревой, "это должныбыть люди, отвечающие критериям SWAN: smart - умный, work hard - трудолюбивый, ambitious - амбициозный, nice - приятный, при этом важно наличие внутренней мотивации. Навыкам и компетенциям можно научить, мотивация - это врожденное. Если человек проходит все этапы отбора, мы начинаем самостоятельно обучать его через серию стажировок в старейших французских и итальянских модных домах. Для этого, кстати, нужно знание иностранного языка. После обучения за границей управляющий бутика сможет более профессионально реализовать операционную поддержку брэнда". Приходя на наш рынок, европейские модные дома задают высокий уровень требований: от архитектурной концепции магазина до квалификации персонала.

Очень важны для данного рынка и fashion-консультанты. Это не просто продавцы, в идеале это люди, которые обладают знаниями тенденций моды, техники продажи, чувствуют специфику брэнда и умеют выстроить доверительные отношения с клиентом. Региональная система образования еще не откликнулась на потребности торгового сектора рынка одежды. Европейские модные дома сегодня являются не только конкурентами зарождающихся российских марок, но кое в чем и помощниками. Действуя на том же поле, они развивают среду, формируют интерес к дизайнерским вещам. Для российских марок все вышеописанное станет актуально, когда появится возможность развивать брэнды, вкладывая средства в их сопровождение.

Опыт известной фирмы Zara (Испания) свидетельствует: успех во многом зависит от креативного подхода к отслеживанию рыночных тенденций. Компьютеризированная сетевая структура маркетинга позволяет ежедневно получать сведения о покупках во всех ста магазинах компании и тут же реагировать, меняя модели. Грамотные маркетологи в fastion-сфере также чрезвычайно важное звено модной цепи, в России и на Урале еще слабо развитое.

Потребитель: своя рубашка ближе к телу

Зарубежный фон не всегда "опасен" для местных гальяно и готье. Отечественные дизайнерские разработки лучше адаптированы к климатическим условиям, привычкам и пристрастиям населения. Важно только снять в массовом потребительском сознании ощущение некоей ущербности российских дизайнеров. Привычку к доморощенной моде призваны выработать Недели прет-а-порте. "Седьмая - это уже традиция", - многозначительно заметила на открытии последней Недели министр торговли и бытового обслуживания Свердловской области Вера Соловьева.

А пять лет назад все начиналось почти как маниловские мечтания: красиво, но нереально. Во-первых, слово "мода" звучало тогда почти неприлично для серьезных людей. Нет, красиво одеваться никто не запрещал, но заниматься модой на Урале, земле тяжелой индустрии... Во-вторых, сковывали сомнения: достойно ли предстанут наши дизайнеры, да и кто придет на них смотреть? Проект удалось реализовать во многом благодаря тому, что он был поддержан властью: идейно, финансово, организационно. Министерство торговли и бытового обслуживания области работало в доброжелательном контакте с комитетом по товарному рынку города. Выделялись бюджетные средства на проведение профессиональных конкурсов, на льготных условиях размещалась реклама мероприятия. Режим властного благоприятствования положительно влиял и на сторонних инвесторов.

Усилиями тех же структур в Екатеринбурге возник Институт моды, цель которого - формирование fashion-пространства. В арсенале средств, рассказывает директор института по образовательным программам Лариса Волкова, помимо Недели моды, - проведение различных конкурсов, информационное обеспечение процесса, подготовка журналистов, освещающих модные темы, образовательные курсы "направления моды на сезон", "компьютерное моделирование одежды" и другие. За год здесь повышают квалификацию, обновляют знания около 150 человек.

Людмила Кокорева, фанат идеи создания уральской fashion-индустрии, говорит: "Для модного рынка необходимо готовить специалистов командами - дизайнер, производственник, менеджер и даже работник СМИ". Успех достигнут в первом пункте, есть наработки по другим. Ситуация развивается, и система образования в ней играет активную роль. Но не решающую. Опыт истории и других стран свидетельствует: отрасль становится успешной и выгодной для государства, если государство обращает на нее внимание. Модной державой Францию сделал не Живанши, а Наполеон, опасавшийся забастовок лионских ткачей и запретивший ввоз чужеземных тканей. В Италии, сегодня самой передовой страной в сфере fashion, модная индустрия получала длительную господдержку. Специалисты разных уровней индустрии одежды в России говорят о необходимости государственной программы развития отрасли. Речь не только о субсидировании. Главное - условия, которые бы стимулировали отечественного производителя: арендные и кредитные льготы, таможенные пошлины для иностранной продукции, создание общего режима благоприятствования местным дизайнерам, организаторам модных домов.