Письма читателей

17 октября 2005, 00:00
  Урал

Ты че, с Урала?

2005, 38 (208)

Очень заинтересовал взгляд Марии Литовской на проблему создания имиджа территории: "Горы, реки, конструктивизм, бараки, старообрядчество - все может стать предметом позиционирования", - говорит она в интервью. Абсолютно согласна с ней - людей интересует разное, и, действительно, "нужно перестать чураться того, что кажется низким". Но...

Позапрошлым летом ехала из Екатеринбурга в Челябинск. Дорога хорошая, автобус комфортабельный (даже кондиционер работает), пассажиры - цивилизованные люди; словом - вполне европейское путешествие. Тем большим контрастом стали картинки за окном: на обочине, на гравии лежали взрослые и дети, по одному, по двое, иногда - по трое, а рядом стояли какие-то ведра и корзины. Не сразу поняла, что это - продавцы грибов и ягод: они не сидели в траве рядом с дорогой, а именно (по случаю жары, наверное) лежали почти на дороге, не подстелив даже газетки "для приличия"! Декорацией к этой фантасмагории были венки на придорожных деревьях и подобие памятников (каменные пирамидки, некоторые даже огороженные), попадающиеся с поражающей воображение частотой - трогательная маркировка мест, отмеченных легко считываемым трагическим сюжетом. Корень традиции непонятен - мемориальными досками принято отмечать место, где жил человек, а памятниками - где он похоронен... Межкультурное путешествие продолжалось и во время стоянки, примерно в середине пути. Хотя мы проезжали несколько вполне привлекательных мест отдыха, для остановки водителем была выбрана площадка с дощатым забором, дощатым же туалетом с деревянной щеколдой и бревенчатым "кафе". На заборе висел алюминиевый рукомойник, а у забора, на корточках, молча и неподвижно, сидело трое мужчин, восточного вида и крепкого телосложения. Хорошо, что было светло, а то стало бы страшно. В "кафе" давали шаурму, завернутую в газету.

Вот так вот, в 60 километрах от дома, оставив автомобиль на стоянке всего лишь на пару дней, оказываешься вдруг в мире, который, как тебе казалось, - за тысячу миль отсюда. А если посмотреть вокруг незамыленным глазом, то этот мир окажется еще ближе, а часть его - внутри нас.

И первая задача, на мой взгляд, - не пытаться сделать всю эту азиатчину "источником дохода", о чем пишет Мария Литовская, - хотя ничего не имею против этого, но это - задача вторая. Задача номер один - собственная, внутренняя самоидентификация, понимание и принятие себя и своей малой родины. Как это сделать? Через творческое выражение, через художественное высказывание; только художник (композитор, писатель, живописец, певец, хореограф) способен уловить этот живой нерв, актуальный сегодня, и выразить его с такой убедительностью, которая исключает необходимость оправдываться перед собой и миром (не исключая при этом прогрессистских устремлений). После фильмов Кустурицы с музыкой Бреговича об их экзотической родине знает весь мир, и у ее жителей нет проблем не только с въездным туризмом, но и с самоидентификацией.

Вывод: любите художника, хольте его, лелейте, создавайте местный Голливуд (спасибо Сергею Кропотову за очередную остроумную реплику насчет второй столицы США), Монмартр и центр Помпиду; создавайте условия для того, чтобы творческий жест был не только возможен, но и востребован. А то он, творец, уедет в Москву, в Париж, да в тот же Голливуд (и такой пример местной истории искусств известен: Александр Петров, аниматор, портрет которого - на обложке номера), а мы так и не сможем остановить неотрефлексированный внутренний диалог с гением давно почившим: "Нет, мы не скифы! Нет, мы не азиаты!".

М.С.