Игры патриотов

Анастасия Дацко
24 октября 2005, 00:00
  Урал

Французский интерьер, итальянский дизайн, немецкая мебель - для многих такие словосочетания стали почти уже "профессиональными терминами". Какой смысл стоит за этими формулировками?

Существует практика делить европейских производителей мебели по национальному признаку. Что отличает друг от друга представителей разных стран, выставляющих свою продукцию на международный мебельный рынок, чего можно ожидать от них и на что надеяться не стоит? Чтобы внести ясность в эти и некоторые другие вопросы, мы обратились за помощью к руководителям ведущих интерьерных салонов Екатеринбурга, строящих бизнес на контактах с ведущими европейскими мебельными компаниями.

- Расскажите, пожалуйста, что в вашем понимании отличает друг от друга "национальные направления" в мебельном дизайне?

Константин Селицкий, группа компаний "Элекком":

- Я считаю Италию безоговорочным законодателем моды во всем, что касается интерьерного дизайна. Все остальные либо эксплуатируют мотивы того, что делают итальянцы, либо производят продукцию, востребованную в основном на локальных рынках их стран. Итальянская мебель занимает лидирующие позиции по продажам во всем мире, следовательно, итальянцы делают то, что созвучно желаниям большинства людей. Пожалуй, я бы и выделил этот факт в качестве основного отличия.

Ольга Корбан, директор салона элитной немецкой мебели Graffo:


- Если сравнивать с итальянцами, то в дизайне немцы достаточно давно закончили играть с формой. Развивая свой мебельный рынок сегодня, они прежде всего стараются улучшить показатели функциональности, комфорта и технологичности предметов. Причем базовым приоритетом для них является комфорт индивидуальный, индивидуальное эго. Если брать немецкий дизайн отдельно, то мы будем говорить об отсутствии вычурности, о том, что здесь не делают ставок на сиюминутную ультрамодность. Немцы ни в коем случае не создают мебель "на один сезон", поэтому они выбирают дизайн, который не раздражает глаз и используется длительно. В последнее время компании все чаще экспериментируют с различными материалами, благодаря технологическим достижениям, в мебели используется все больше игровых моментов. Но немцы направляют эти эксперименты не в сторону моды, формы и имиджа. Для них важнее возможности комфорта и практичности - дизайн, растянутый в процессе, не статичный, постоянно проявляющийся в использовании.

Алла Эбель, директор мебельной студии "День & Ночь":

- Пожалуй, даже сами британцы не смогут точно ответить на вопрос, что такое "английское направление" в дизайне. Я думаю, что английский мебельный дизайн идет несколько вразрез с континентальной Европой, он не рассчитан на технологическое производство. В Англии мебельная отрасль, если не говорить об экономичном секторе, не является индустриальной, здесь нет больших производств, в основном небольшие фабрики, где многие предметы создаются вручную. Английские дизайнеры чаще всего выступают под своим именем, а не под вывеской какой-либо компании. В Европе же, наоборот, на первом месте стоит производитель, в первую очередь продвигается бренд, и уже потом - дизайнер, который для этого бренда создает те или иные объекты.

Жанна Мележко, директор Bulthaup studio, шоу-рума Ligne Roset:


- Современный интерьерный дизайн - это все-таки понятие международное, оно не принадлежит какомулибо народу, какой-либо национальности. Само слово "дизайн" появилось в начале XX века, в эпоху возникновения интернациональных отношений и в мире искусства тоже. Говоря о французском мебельном доме Ligne Roset, не вполне уместно употреблять термин "французский дизайн" - эта компания позиционирует себя как международная, сотрудничающая с именитыми дизайнерами из разных стран. Bulthaup, Cor, Interlubke - германские производители. Их направление в развитии - это приверженность дизайнерской школе Bauhaus, главные принципы которой - функционализм и конструктивизм. Эта школа, хотя и основана в Германии, но также была международной. Что касается "классических" интерьеров - наверное, да, в этой сфере можно говорить о национальностях, об уникальности каждой культуры, влиянии традиций, особом отношении к этому виду искусства в разных странах.

- Почему вы решили сориентировать бизнес на контакты с той или иной европейской страной?

Алла Эбель:

- Мы всегда стараемся продавать то, что кажется нам особенно увлекательным, хотя, может быть, правильнее было бы ориентироваться на максимальную прибыль. С Италией мы работали много лет и хорошо знакомы с ситуацией на рынке, и нам стало интересно открыть для себя какое-то новое поле. В первую очередь классическая английская мебель, созданная по эскизам мастеров прошлого, была выбрана как некий носитель культурной традиции, своего рода окно, через которое начинаешь открывать другую страну, другую культуру во всем ее многообразии, с обычаями и традициями. Кроме того, придумывая и открывая шоу-рум "Английский стиль", мы, конечно, хотели сделать что-то иное, отличающееся от привычного, так как Италией рынок действительно перенасыщен.

Ольга Корбан:

- "Немецкая мебель" - это словосочетание уже само по себе является брендом. Немцы известны большими корпорациями, в том числе и мебельными. Пять лет назад, когда зашла речь о том, что наш холдинг будет заниматься мебелью, мы почти не сомневались в ориентире. Итальянцев уже было очень много, а Германия на местном рынке была не очень известна. После того, как мы представили в Екатеринбурге компанию Rolf Benz, потребовались определенные усилия для того, чтобы люди отвлеклись от большого количества позолоты и виньеток как символа их статуса в пользу собственного комфорта. И некоторое время назад мы четко осознали, что нам это удалось - появилась та формация клиентов, которая стала понимать, что значит жить понастоящему комфортно.


Константин Селицкий:

- Особого выбора у нас не было. Мало того что у итальянцев великолепно развита сфера дизайна, они ведь еще и лучшие коммерсанты в Европе. В середине 90х годов, когда в Екатеринбурге вообще мало кто знал о европейской мебели - итальянская мебель здесь уже была. Мебельная промышленность Италии прекрасно развита и при этом экспортноориентирована, она постоянно требует новинок в коллекциях, новых рынков сбыта. Поэтому вопроса выбора как такового не стояло. Конечно, мы пытались найти некую альтернативу, но это ни к чему не привело.

- Как вы представляете себе образ вашего потенциального покупателя, в силу каких причин люди делают выбор, приобретая мебель?

Жанна Мележко:

- Наш клиент, выбирающий Bulthaup, Cor или Interlubke делает ставку на качество - это человек, который умеет видеть, думать, умеет зарабатывать деньги. Он ценит осмысленный, честный, чистый дизайн, который существует вне времени и будет жить долго. Интерьеры от Ligne Roset выбирают те, кто предпочитает живые, теплые и душевные интерьеры, кто с особым шармом относится к стилю и образу своей жизни.

Алла Эбель:

- Это, скорее всего, владелец собственного бизнеса либо топ-менеджер крупной компании, с высоким уровнем дохода и стабильным материальным положением на протяжении определенного времени. Он относится к мебели как к предмету коллекционирования, видит и понимает смысл обладания этими вещами. Мотивы, конечно же, могут быть разными, но очень часто люди выбирают классический английский интерьер, потому что в такой обстановке могут чувствовать себя уверенными и защищенными. Тем более, если учитывать наши климатические особенности, "холодный минимализм" многим на Урале не всегда кажется уместным.

Ольга Корбан:

- Человек, которому деньги не падают с неба, он зарабатывает их своим трудом. Желая потратить эти деньги на мебель, он рассчитывает не на внешний комфорт, которым можно выделиться в своем кругу. Он очень много работает, поэтому ценит качественный отдых.

Константин Селицкий:


- Главная причина выбора в пользу итальянской мебели - разнообразие стилей. Оно охватывает практически весь диапазон предпочтений, которые могут возникать у потенциального покупателя. При разной толщине кошелька среди итальянской мебели можно найти и приобрести стильные и качественные вещи, чего не могут предоставить дизайнеры и производители из других стран.

- Есть ли у вас планы расширять присутствие европейских мебельщиков на уральском рынке, насколько это успешно в коммерческом отношении?

Алла Эбель:

- Повторять еще один шоу-рум "Английский стиль" смысла нет. В этом году мы открыли бутик английских аксессуаров - как самостоятельный проект, и считаем его весьма успешным.

Константин Селицкий:

- Расширение необходимо для того, чтобы бизнес получал новые заряды энергии. В коммерческом отношении это действительно выгодно. Но нельзя забывать, что, продавая хорошую мебель, ты обязан предоставить клиенту определенный комплекс услуг - вместе с мебелью ты должен продавать и некую атмосферу.

Ольга Корбан:

- Естественно, такие планы есть: до конца года мы откроем большой салон в Екатеринбурге, развиваются варианты работы с Челябинском. Немецкие фабрики, с которыми мы сотрудничаем, довольны нашей работой, поэтому без проблем отдают нам дилерство на территории УрФО.

- Как специфика нашего региона отражается на бизнесе, для которого европейская мебель является приоритетом?

Алла Эбель:

- Я думаю, что в столице нам было легче продавать английскую классику: это мебель достаточно дорогостоящая, фактор цены здесь играет определенную роль и работает достаточно сильно. Да, в этой сфере мы в Екатеринбурге оказались первыми и до сих пор единственными. Поэтому стараемся если не "воспитывать" клиента - наши клиенты весьма образованные люди, то осуществлять своего рода просветительскую деятельность: проводим мастерклассы, обучаем персонал, общаемся с представителями прессы.

Ольга Корбан:

- Очень хорошо. Во-первых, наш губернатор создал очень тесные контакты с Германией, вовторых - большое количество людей имеют возможность делать бизнес на связях с Европой, поэтому уральский покупатель в этом плане весьма подготовлен. Хотя я не думаю, что москвичи или питерцы кардинально иначе воспринимают немецкий дизайн.

Жанна Мележко:

- Интерьеры от Ligne Roset успешны именно потому, что они многолики. Огромный, тщательно подобранный ассортимент предметов для вашего интерьера - также немаловажное составляющее этого успеха. Вскоре мы открываем единственный в городе монобрендовый шоу-рум, который целиком и полностью будет посвящен этому мебельному дому. Функциональный дизайн продвигать гораздо сложнее, восприятие предметов клиентом все-таки несколько поверхностно. Тем не менее мы достаточно давно и масштабно представляем на рынке германских производителей: мебель, кухни, посуду и свет.

- Какие тенденции развития современного дизайна вы могли бы выделить, чего могут ожидать ваши клиенты в ближайшем будущем?

Ольга Корбан:

- Немцы уже наигрались с формой. Теперь они осознали себя настоящими асами в функционале и практичности. Приходит время позволить себе снова на базе уникальных технологий делать модную мебель, но из той категории, которая не начинает раздражать через год, которую не надо будет менять только потому, что мода прошла.

Жанна Мележко:

- Мне кажется, что в будущем нас ждет некоторый возврат к традициям возникновения дизайна - целесообразности и красоте, продуманности и завершенности, а также одушевленности вещи. Современный дизайн слишком далеко ушел в погоне за модой. Законодатели моды - да, сегодня они есть, но нам очень не хватает законодателей стиля. Мода быстротечна. В интерьере нужны вещи, которые будут жить долго вне времени.

Алла Эбель:

- Классическая английская мебель - это, конечно, не самая развивающаяся и динамичная область. Эти коллекции имеют многолетнюю историю, тесно связанную с ремесленным способом производства: такую мебель можно делать только вручную, четко следуя классическим образцам. Не думаю, что здесь англичане пойдут на какие-либо изменения. Развиваться будет очень мощное в Великобритании декораторское направление: когда дизайнерские студии в своих проектах гармонично сочетают традиционную английскую мебель с различными стилистическими направлениями, в том числе современными.

P.S. Размышлять о специфике мебельного рынка можно долго и разносторонне, но в последнее время нередки случаи, когда обсуждения национальных особенностей этой сферы могут зайти в тупик. Попробуйте, например, определить принадлежность дизайна, который создает для итальянской компании Cassina Филип Старк - француз, живущий в Лондоне...