За прошедшие три года рынок ИТ Урала увеличился вдвое: если в 2003 году мы оценивали его в 16 — 18 млрд рублей, то в 2005 году совокупный объем составил, по нашим данным, 33 — 36 млрд рублей (1,2 млрд долларов). Ежегодную динамику на уровне 30 — 35% обеспечили качественный сдвиг спроса на крупных предприятиях (от поставок оборудования к услугам), а также вовлечение в процесс государства.
Не теряя темпа
Главный итог развития ИТ-рынка образца 2003 — 2005 годов — смещение спроса в сторону интеллектуальных продуктов. По данным АЦ «Эксперт-Урал» (см. «ИТ по Дарвину», «Э-У» № 32 от 29.08.05; «Цепная реакция», «Э-У» № 44 от 21.11.05), более 75% крупнейших уральских предприятий и банков уже завершили построение ИТ-инфраструктуры. В настоящий момент они либо приступили, либо готовятся к внедрению «тяжелых» ИТ-решений: комплексных систем управления и учета, документооборота, обработки и хранения данных. В таких проектах на интеллектуальные услуги приходится 60 — 80% от общей стоимости. Как следствие, самыми динамичными стали сегменты разработки программного обеспечения и услуг в области ИТ. Их совокупная доля в общей структуре уральского рынка выросла с 23 до 42%.
Достаточно быстро расширяется сегмент консалтинга в сфере ИТ. Согласно данным опроса потенциальных заказчиков, проведенного АЦ «Эксперт-Урал» в рамках исследования результатов ИТвнедрений на предприятиях УрФО, в этом году он увеличится по отношению к 2005му минимум на 37% до 550 — 650 млн долларов.
Бурное развитие ИТ-услуг в регионе привлекло внимание крупных федеральных игроков рынка: представительства создали компании «АйТи» (в 2002м в Челябинске и Тюмени, в 2003м в Екатеринбурге и Перми), «КРОК» (июнь 2004, Екатеринбург), «Открытые технологии» (сентябрь 2004, Екатеринбург) и другие.
В борьбе с московскими ИТ-компаниями произошло снижение доли местных. Опрос потенциальных заказчиков И-Трешений в сегменте комплексных систем автоматизации показал: большинство компаний с годовыми ИТ-бюджетами свыше 500 тыс. долларов сотрудничают с федералами. Интерес к услугам местных подрядчиков, как правило, не выходит за рамки инфраструктурных решений. Альтернатива для регионалов — уход в сегмент среднего и малого бизнеса, который только недавно начал предъявлять существенный спрос на ИТ (см. «Равнение на середину»), или поиск узких ниш (пример показывает компания «СКБ Контур», лидер на рынке программных продуктов для налогообложения онлайн (см. «Стабильность — лучший друг программиста»).
Маркетинговый ход власти
Ключевую роль в развитии ИТ-рынка начинает играть государство, причем не столько как регулирующий орган, сколько как заказчик. Формальный толчок для выхода «большого брата» в лидеры по потреблению ИТ дал старт в январе 2002 года федеральной целевой программы «Электронная Россия». Формальный — потому что, вопервых, построение вертикали власти и без специальной программы требовало создания единого информационного пространства, вовторых, растущие бюджетные поступления наконец позволили выделить деньги на автоматизацию госорганов. Суть федеральной целевой программы заключалась в регулировании законодательства в области ИТ, создании электронного документооборота между органами власти, поддержке отечественных разработчиков.
Посыл «власть осознает важность проблем ИТ-рынка и готова стимулировать его развитие» игроки восприняли на ура. Ждали прежде всего регулирования законодательства в области электронной подписи, электронной коммерции, подачи налоговой отчетности через интернет, а также поддержки в борьбе с пиратством. На деле законодательные инициативы продвигались медленно, а суть «Электронной России» свелась к управлению госзакупками средств автоматизации. Но и этого хватило, чтобы придать ускорение рынку.
За 2002 — 2005 годы спрос на ИТ со стороны государства вырос в 15 раз. По оценкам игроков, доля госсектора в структуре выручки уральских ИТ-компаний в 2005 году составила более 40%, они опередили лидеров прежних лет: нефтегазовую отрасль, электроэнергетику и финансовые институты. Государство и естественные монополии стали инициаторами большого количества уникальных ИТ-проектов. Примеры: разработка информационноаналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социальноэкономического развития субъектов РФ (исполнитель — компания «Прогноз», Пермь); комплексная автоматизация таможни на границе Литва — Россия «Калининградский транзит» («Корус», Екатеринбург); построение сети передачи данных для Свердловской железной дороги («Микротест», Екатеринбург) и другие. Для многих ИТ-компаний подобные проекты стали знаковыми, позволяющими позиционировать себя на более высоком, чем региональный, уровне.
Резервы для роста
Осенью 2005 года случилось еще одно важное для ИТ-рынка событие: правительство одобрило концепцию создания технопарков. В рамках ее реализации уже в июне 2006 года министерство связи и информационных технологий РФ должно представить пакет законов, предусматривающих налоговые и таможенные льготы на приобретение компьютерной техники. Похоже, правда, что в обмен на послабления власти хотят ужесточить контроль над рынком. В ноябре — декабре 2005 года силовые органы провели аресты крупных партий компьютерного оборудования, по официальной версии, завезенного по «серым» схемам. Ситуация схожа с той, что чуть раньше сложилась на рынке мобильных телефонов.
В центре скандала оказались крупнейшие московские дистрибьюторы. В результате цены на компьютеры в Москве к концу года выросли на 15 — 20%. Уральских продавцов «железа» действия силовиков пока не затронули. Но сигнал понятен: государство желает «обелить» рынок. Пострадают в первую очередь небольшие компании, поэтому уже в 2006 году следует ждать сокращения числа игроков на рынке компьютерной техники.
Многие предприятия уже достигли такого уровня автоматизации, что их ИТ-службы стали полноценным подразделением, таким же, как отдел кадров или бухгалтерия. В итоге помимо автоматизации бизнеспроцессов предприятия приходят к необходимости оптимизировать деятельность собственно ИТ-службы.
В первую очередь это касается холдингов, имеющих развитую и распределенную ИТ-инфраструктуру. Подобные решения уже внедрили, например, ТМК и Меткомбанк. Представители ИТкомпаний уверены, что снижение затрат на содержание ИТ-систем станет одной из приоритетных задач для крупных компаний в 2006 — 2008 годах.
Одним из определяющих факторов для ИТ-рынка станет вступление России в ВТО. Неизбежный переход части компаний на международные стандарты отчетности и документооборота, их стремление создать единое с иностранными контрагентами информационное поле, дальнейшее развитие в России общемировых принципов менеджмента приведут к массовому отказу предприятий от самописных ИТ-систем и, как следствие, росту спроса на профессиональные разработки. Однако для отечественных ИТ-компаний, как и для большинства отраслей экономики, последствия вступления в ВТО пока не вполне ясны (см. «Без особого оптимизма»).
Огромный потенциал развития ИТ-рынка заложен в «Электронной России». Срок ее реализации — 2002 — 2010 годы, в течение которых на различные мероприятия в сфере автоматизации планируется выделить порядка 76,1 млрд рублей, то есть около 9,5 млрд ежегодно. На практике программа не выполняется пока даже на четверть. По данным Мининформсвязи, объем выделенных средств в 2004 году составил 1,82 млрд рублей, в 2005м — около 2 млрд рублей. Пока эти вливания не сильно отразились на уральском рынке. Львиная доля средств осваивается в Москве. Но если «Электронная Россия» развернется на 100%, есть неплохие шансы, что часть средств дойдет и до регионов.
Изза отсутствия единой политики картина результатов ИТ-внедрений органов власти похожа на лоскутное одеяло, как на федеральном, так и на местном уровне. В ближайшие пять лет государство столкнется с проблемой интеграции средств автоматизации, что потребует дополнительных инвестиций.
Каждая из перечисленных перспектив может стать основой для очередного витка в развитии уральского ИТ-рынка. Для ежегодного прироста на 15 — 20% в течение следующих нескольких лет достаточно спроса со стороны коммерческих предприятий. Кратное увеличение рынка способно обеспечить только государство.
Большинство участников рынка сходятся во мнении: возможности экстенсивного расширения за счет простого привлечения новых потребителей практически исчерпаны (см. «Уже не так просто»).
Конкуренция возрастает, компании укрупняются и специализируются. Будущее за теми, кто преуспеет в открытии и заполнении новых рыночных сегментов, будет не только удовлетворять текущие потребности бизнеса, но и влиять на их формирование, предлагать продукты и услуги на перспективу.
В подготовке текста участвовал Юрий Немытых