Карты веером

Елена Орлова
3 апреля 2006, 00:00
  Урал

Региональный рынок кредитных карт начали активно осваивать федеральные банки. За счет карт с льготным периодом погашения они смогут вытеснить из этого сегмента местные банки

Говорим банки — подразумеваем потребительское кредитование: уже третий год этот сегмент сохраняет звание передовика банковского бизнеса. По данным Центробанка, в целом по России объем этого рынка по итогам 2005 года превысил 1 трлн рублей: такие деньги могут существенно повлиять на экономику и социальную сферу.

В прошлом году и в начале этого года на рынке потребительского кредитования произошло несколько значимых событий. Во-первых, начали работать кредитные бюро: с 1 марта они должны наполняться историями заемщиков. Во-вторых, приняты поправки в налоговый кодекс, позволяющие банкам предлагать кредитные карты с беспроцентным периодом погашения. Втретьих, Райффайзенбанк приобрел Импексбанк и с помощью его разветвленной филиальной сети сможет быстрее развивать розничный бизнес в регионах. Кроме того, федеральные банки начали приведение своих кредитных программ в регионах к «общему знаменателю». 

Посмотрим, как на этом фоне развивается рынок потребительского кредитования на Урале.

Все растет

За 2005 год уральские банки увеличили кредитный портфель на 94%: на 1 января 2006го он составил 47,5 млрд рублей. Наибольшую динамику показали крупные банки — рост более чем вдвое. Показатель средних банков — 67%, мелких — 77%. Кредитование значительно опередило вклады населения (они в среднем увеличились на 53%).

Лидеррегион по темпам роста — Свердловская область (объемы увеличились в 2,5 раза), за ней — Удмуртия и Оренбургская область (более чем вдвое). Наибольшую активность проявили заемщики в Свердловской и Тюменской областях: на них приходится 70% выданных кредитов в денежном выражении.

В 2005 году 18 уральских банков вошли в первую российскую сотню по объемам потребительских кредитов. На начало 2006 года у 15 уральских банков портфель потребительских кредитов превысил 1 млрд рублей (на начало 2005го таких было всего шесть, не считая Сбербанка).

Среди регионалов наибольший прирост объемов кредитования показали Свердловский губернский банк (6 раз), Снежинский (5 раз), Уралпромбанк (4,6 раза), Урал-ПриватБанк, МДМБанк-Урал, ВУЗбанк (3,9 раза каждый), Уралвнешторгбанк (3,5 раза), СКБбанк (3 раза). 

Десятка лидеров списка крупнейших банков Урала по величине потребительских кредитов за год не изменилась, но внутри произошли перестановки: Уралвнешторгбанк поднялся с пятого на второе место, а УБРиР — с десятого на седьмое (без учата Сбербанка).

В рамках очередного исследования уровня реальных ставок потребительских кредитов АЦ «ЭкспертРегион» опросил 90 банков и филиалов, предлагающих более 150 различных кредитных программ в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Тюмени и Уфе.

Сравнив полученные результаты с данными октября2005, можно сделать несколько выводов: уровень средних ставок по кредитам попрежнему снижается; спектр предложений по кредитным картам значительно расширился, причем не только в Екатеринбурге; ситуация в сегментах нецелевого экспресс-кредитования, связанного кредитования на конкретные товары и услуги, стандартных потребительских кредитов практически не изменилась.

Кредитные карты в банках…

Региональный рынок кредитных карт начали активно осваивать федеральные банки: Промстройбанк (Екатеринбург, Пермь, Челябинск), АльфаБанк (Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Челябинск, Уфа), Юниаструмбанк (Екатеринбург, Тюмень, Челябинск), Внешторгбанк Розничные услуги (Екатеринбург, Пермь).

Усиление конкуренции вызвало снижение уровня процентных ставок: в Уфе — на 15%, в Тюмени — на 14%, в Екатеринбурге, Перми и Челябинске — на 7 — 9%.

предложения московских банков с точки зрения стоимости выглядят привлекательно. Кредиты Внешторгбанка Розничные услуги (по карте под 20% годовых) наиболее выгодны в Екатеринбурге и Перми. Следом идут предложения УралСиба (22% годовых), АльфаБанка (23% годовых при условии предоставления справки по форме 2 НДФЛ) и такая же по стоимости кредитка Банка Москвы.

Местные банки на рынке кредитных карт заметны лишь в Екатеринбурге (при кредите на год на 40 тыс. рублей эффективные ставки варьируются от 26 до 34,5% годовых) и в Челябинске — от 26 до 42%. В Тюмени из местных банков кредитную карту предлагает только «Северная казна» (эффективная ставка на льготных условиях в рамках акции — 23,1% годовых), в Уфе — лишь ИнвестКапиталБанк (ее цена изза ежемесячных комиссий высока — 49% годовых).

Кредитные карты московских банков привлекательны не только и даже не столько процентными ставками, сколько их отсутствием на определенный период времени. Карты с льготным (беспроцентным) периодом погашения только начинают распространяться на Урале. Так, по картам Внешторгбанка Розничные услуги и Банка Москвы можно пользоваться бесплатным кредитом до 50 дней, Промстройбанка — до 45 дней, АльфаБанка — до 60 дней.

Но понятно, что бесплатных кредитов не бывает. Интересная деталь: именно кредитным картам с льготным периодом погашения присуща наиболее высокая стоимость годового обслуживания (около 1000 рублей за VISA Classic) и значительная комиссия за снятие наличных в банкоматах (2 — 4% от снимаемой суммы). На Западе кредитные карты в подавляющем большинстве случаев используются для безналичной оплаты товаров и услуг, но в России пока предпочитают снимать с карт наличные, да и инфраструктура приема карт, особенно в регионах, недостаточна.

… и в магазинах

К кредитованию через пластиковые карты постепенно движется и сегмент связанных кредитов в торговых сетях. Все больше банков (в основном федеральные) перечисляют сумму кредита на пластиковую карту, которая в дальнейшем может быть использована в качестве расчетной и кредитной. В частности, такую стратегию кредитования в магазинах реализуют АльфаБанк и Росбанк. 

Внешторгбанк Розничные услуги и Банк Москвы также развивают кредитование в торговых точках, но вряд ли сегмент связанных кредитов для них стратегически важен: точки продаж в магазинах в большей степени предназначены для продвижения других кредитных программ этих банков. Так, мобильные агенты Внеш-торгбанка Розничные услуги в торговых сетях будут не только оформлять кредиты на товары, но также принимать заявления на кредитные карты, консультировать по вопросам автокредитов и ипотеки. В течение 2006 года программа должна заработать в регионах. Цель банков очевидна: это гораздо менее затратно, чем открытие большой сети допофисов, при этом позволяет подобраться к потенциальным клиентам как можно ближе.

Однако рынок кредитов в торговых сетях, несмотря на прогнозы аналитиков, не собирается сдавать позиции. Стратегия его развития — максимальное количество кредитных программ и индивидуальный подход к работе с торговыми сетями. Так, Home Credit предлагает 24 варианта кредитования, и по большинству проценты за пользование кредитом покупателю компенсирует магазин. Условия одного и того же банка все чаще различаются в зависимости от магазина.

Вечная классика

Нецелевые экспресс-кредиты продолжают пользоваться значительным спросом. За прошедшие полгода этот рынок практически не претерпел изменений как по составу работающих здесь банков, так и по процентным ставкам. Средний уровень ставок снизился на 2 — 4% и составляет 39 — 42% годовых при кредите 40 тыс. рублей на полгода и год. Наиболее дешевый кредит предлагает Банк Москвы — под 36,8% годовых.

В сегменте стандартных потребительских кредитов также не произошло серьезных изменений. Средний уровень ставок снизился не более чем на 3%. Во всех пяти городах минимальная ставка по кредитам на год — от 18,5 до 18,9%.

Самые выгодные кредиты сроком до года в Екатеринбурге и Челябинске предлагает «Северная казна» (18,7% годовых). А недавно банк в очередной раз снизил ставки по «Экономному» кредиту и повысил максимальную сумму до 1 млн рублей. Что касается кредитов свыше года на большие суммы, то здесь безусловным лидером является Райффайзенбанк (17,3% годовых на три года). Местные банки пока не дают дешевых кредитов. В Тюмени более низкую эффективную ставку предлагает Сургутнефтегазбанк (18%), в Перми — Урал ФД (18,9% годовых при кредите на год, 18,2% — на три года). В Уфе при кредите на год — минимум у Внешторгбанка (18,7%), на более длительный срок — у УралСиба (22%). Ставки Сбербанка, лидера в этом сегменте, от 19 до 22% годовых при кредите с обеспечением и 23 — 25% без обеспечения.

Из новых игроков, предложивших конкурентоспособные ставки, можно назвать Внешторгбанк Розничные услуги (эффективная ставка 22% годовых при кредите на 40 тыс. рублей на год с обеспечением и 24% без обеспечения). В Екатеринбурге отметим новые программы Гранбанка (21% при кредите на 100 тыс. на год) и Банка24.ру, чей кредит оказался наиболее дорогим — 58,5% годовых на 100 тыс. на год. Ставка на уровне нецелевых экспресс-кредитов. Во всех остальных регионах самыми дорогими остаются кредиты Уралвнешторгбанка (эффективная ставка 36 — 47% годовых).

Место под солнцем

Очевидно, что самая напряженная борьба в ближайшее время развернется именно на рынке кредитных карт. Из местных банков устойчивые позиции здесь имеют разве что «Северная казна» и УБРиР. Остальные пока не рискуют столь же активно предлагать необеспеченные кредиты (а именно к ним относится кредитная карта) и делают ставку в большей степени на овердрафты и кредитные карты по зар-платным проектам.

Складывается впечатление, что федеральные банки стремятся завоевать лояльность заемщиков с помощью кредитных карт с беспроцентным периодом погашения, а местные — с помощью льготных кредитных программ для повторных заемщиков. Такой расчет, конечно, верен. Большинство тех, кто брал кредит, воспользовались все же предложениями региональных банков. И за вторым кредитом они, скорее всего, обратятся в тот же банк: там могут предложить пониженную процентную ставку и повышенную сумму кредита, не потребуют залога и поручителей. При этом вероятность отказа гораздо ниже, особенно если финансовое состояние заемщика не ухудшилось. Заместитель председателя правления «Челябинвестбанка» (Челябинск) Татьяна Васик отмечает, что такие кредиты неизменно пользуются спросом, а повторное кредитование добросовестных заемщиков позволяет формировать системный и качественный кредитный портфель. «По оценкам экспертов, расходы на завоевание новых клиентов в 11 раз превышают затраты на удержание существующей клиентской базы. Кроме того, банку предпочтительнее выдать кредит клиенту с положительной кредитной историей», говорит председатель правления «ИнвестКапиталБанка» (Уфа) Шамилья Ибрагимов. Однако местным банкам придется что-то противопоставить «беспроцентным» картам, иначе они совсем потеряют рынок.

Методы и информация

Исследование реальных ставок потребительских кредитов проводилось аналитическим центром «Эксперт-Регион» в марте 2006 года. В рамках проекта собрана информация о потребительских кредитах за исключением автокредитов и кредитов на недвижимость: эти виды кредитования будут рассмотрены в следующих статьях.

Анализировались только рублевые кредиты, так как политика банков в области валютных и рублевых кредитов совпадает. «Закрытые» предложения (кредиты физлицам — сотрудникам предприятий-клиентов банка как в рамках зарплатных проектов, так и вне их, обеспеченные поручительством предприятий-работодателей и т.п., не рассматривались). Не рассматривались также кредиты под залог ликвидных активов (драгметаллов, ценных бумаг, наличной валюты и пр.).

Сведения об условиях, комиссиях, ставках, сроках, суммах собраны путем опроса банков от имени физического лица с различными базовыми условиями по желаемому лимиту кредитования и цели в период с 1 по 21 марта этого года. Для расчета реальной ставки использовались данные по объявленным ставкам, комиссиям (за открытие, ведение ссудного счета, оформление документов) и схеме погашения кредита. При расчете ставок по кредитным картам (рассматривались VISA Classic/MasterCard Mass) не учитывались комиссии за снятие наличных средств и комиссии, связанные с выпуском и обслуживанием самой пластиковой карты.

В качестве базы для сравнения выбраны наиболее типичные (востребованные) предложения: полгода, год и три года. Суммы: 10, 40, 100 и 200 тыс. рублей.