С таким счастьем — и на свободе

30 октября 2006, 00:00
  Урал

Язвы коррупции образуются на стыке интересов федеральной и особенно региональной власти с одной стороны и крупного бизнеса — с другой. На их защите стоят «либеральные правоведы»

 pic_text1

О законодательных мерах противостоянию коррупции рассказывает председатель комиссии Государственной думы РФ по противодействию коррупции, в прошлом — начальник подразделения отдела экономической безопасности УФСБ по Челябинской области Михаил Гришанков.

— Михаил Игнатьевич, есть ли у нас национальная стратегия борьбы с коррупцией?

— Нет. Исполнительной и законодательной власти нужно оперативно ее разработать. В частности, наша комиссия совместно с Советом Европы и Европейской Комиссией запустила 17 октября новый проект «Разработка законодательных и иных мер предупреждения коррупции». Одно из его направлений — изучение лучшего зарубежного опыта формирования и выполнения национальных антикоррупционных стратегий, в том числе — опыта создания специализированных органов, координирующих государственную деятельность в этой сфере.

— В чем вы усматриваете основной источник коррупции?

— Это значительная часть госаппарата на федеральном и в особенности на региональном уровне. Она не только не заинтересована в эффективной борьбе с коррупцией, но и оказывает этой борьбе серьезное сопротивление. Крупному бизнесу борьба тоже зачастую не нужна: это предполагает отказ от связей с коррумпированными чиновниками, наработанных годами и обеспечивающих ему конкурентные преимущества.

— Почему борьба с коррупцией активизировалась именно в последнее время?

— Важнейшее событие года — ратификация Россией двух основополагающих международноправовых документов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Россия получила возможность внести в свое законодательство целый ряд норм, апробированных и доказавших эффективность за рубежом. Работа уже начата.

— Что имеется в виду?

— Недавно в УК РФ был восстановлен институт конфискации имущества. Это серьезная победа в борьбе с коррупцией. Подчеркну: наша работа натолкнулась на небывалое сопротивление так называемых «либеральных правоведов» и представителей отдельных властных структур. Они пытались максимально выхолостить содержание изменений. И это несмотря на то, что институт конфискации — обязательная норма международных конвенций и уголовного законодательства практически всех государств.

Кого именно защищают «либеральные правоведы»? Могу привести пример. Недавно в одном регионе состоялся суд над чиновниками областной администрации, которые похитили более 11 млн рублей бюджетных средств при строительстве новой резиденции губернатора. (Имеются в виду первый заместитель руководителя администрации губернатора Челябинской области Татьяна Сергеева и ее муж, начальник протокольного управления областной администрации Алексей Сергеев. Подробнее см. «Господа оформители», «Э-У» № 21 от 05.06.06. — Ред.). В их собственности находятся несколько квартир и дорогостоящих автомашин. Чиновники были осуждены на 4 года и 5,5 года соотвественно, но приговорены к штрафу всего в 500 тыс. рублей каждый. Полагаю, после возвращения из мест лишения свободы они спокойно смогут воспользоваться преступно нажитыми и похищенными у государства и налогоплательщиков средствами, в десятки раз превышающими сумму штрафа.

— Над чем идет работа сейчас?

— Необходимы антикоррупционные поправки в законы «О государственной службе», «О банках и банковской деятельности», «Об оперативнорозыскной деятельности» и другие. Для этого решено создать при нашей комиссии рабочую группу с привлечением экспертов из Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, Минюста, Росфинмониторинга, Верховного и Высшего арбитражного судов. В ближайшее время она займется подготовкой соответствующих предложений. Надеюсь, уже в конце этого — начале следующего года нам удастся принять пакет инициатив.

Кроме того, руководство Госдумы решило завершить работу над рамочным законом «О противодействии коррупции». В нем тоже будет отражен новый набор правовых инструментов для предупреждения и противодействия коррупции. Закон был принят в первом чтении Госдумой еще предыдущего созыва, но его положения носили декларативный характер, противоречили друг другу.

— Что следует предпринять для профилактики коррупции?

— Повышать правую грамотность населения, малого и среднего бизнеса. В частности, под эгидой нашей комиссии предполагается издать специальную памятку, в которой будут подробно изложены права и обязанности чиновников, их полномочия во время проведения различного рода проверок. Полезна и подготовка министерством экономического развития и торговли регламентов деятельности различных ведомств. Регламенты будут открытыми и доступными для всех граждан и позволят четче понимать, что вправе требовать чиновник, а что — нет.

— Предполагается ли ужесточить отбор кандидатов на занятие должностей в госорганах?

— Да, комиссия предлагает проводить более глубокую предварительную проверку всех, кто идет на работу в правоохранительные органы, спецслужбы и судебную систему, вплоть до обязательного обследования на «детекторе лжи».

Интервью взял Евгений Сеньшин