И себе, и людям

20 ноября 2006, 00:00
  Урал

Первый заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Сергей Колпаков считает: интегрируясь в международные производственные цепочки и одновременно применяя протекционистские меры, Россия реанимирует собственный авиапром

— Ранее малый объем финансирования авиапрома распределялся по большому количеству программ. Сейчас на фоне их резкого сокращения происходит такое же резкое увеличение финансирования. Пример — создание нового регионального самолета Су — Russian Regional Get (RRG). этот проект осуществляется на основе государственных гарантий. Под них Внешэкономбанк и Внешторгбанк выделили 100 млн долларов на девять лет под 9% годовых.

Программу RRG консультирует Boeing (американское правительство запретило поставки агрегатов для «Сухого»), в проекте участвует сотня зарубежных поставщиков. Вообще приходится признать: установка импортных комплектующих повышает конкурентоспособность продукции. Приведу в пример двигатель «Пермских моторов» ПС90А: по шумности он не отвечает европейским требованиям, которые вводятся со следующего года, его нужно доводить до ума. Через два-три года появится двигатель ПС90А2, над которым «Пермские моторы» работают вместе с Pratt & Whitney, он будет соответствовать европейским требованиям. (Правда, в связи с участием американцев возникают проблемы с установкой этого двигателя на военные самолеты.)

В RRG, например, почти все агрегаты — импортные. Оговорюсь: RRG больше рассчитан на заграничные рынки. Инфраструктура наших аэропортов пока не готова его принять: двигатели самолета располагаются в 80 см от взлетно-посадочной полосы и как пылесос всасывают камушки и мусор. Поэтому в дополнение к этому мы участвуем вместе с украинскими партнерами в проекте самолета Ан-148.  

Однако благодаря RRG мы входим в мировые технологические цепочки. (Профессор университета Геттингена Петер Шульце не исключил возможности организации в России сборки самолетов Airbus. — Ред.) Это позволит нам переоснастить авиапром, подготовить современные кадры, реанимировать отраслевую науку, создать новые материалы, двигатели и т.д. Это, естественно, скажется и на состоянии национальной безопасности. Поэтому мы выступаем за снижение таможенных пошлин на зарубежные комплектующие и оборудование.

Другое направление государственной промполитики — поддержка лизинга гражданской авиатехники путем наполнения уставных капиталов двух компаний, «Ильюшин финанс компани» и Финансовой лизинговой. С 2003 года туда закачано 440 млн долларов государственных средств. Это позволило компаниям привлечь дополнительные кредиты и разметить заказы. Сегодня, например, портфель заказов «Ильюшин финанс компани» — 28 самолетов. Всего до 2010 года на внутренний рынок будет поставлено 90 самолетов.

В том же русле субсидирование лизинговых платежей авиакомпаний под покупку российских самолетов. С 2003 по 2008 год по этой программе будет направлено 60 млн долларов государственных средств.   

При этом, скорее всего, будут сохранены 20процентные импортные пошлины на все иностранные самолеты. С учетом НДС они на 40% дороже отечественных.  

Таким образом, по умереннооптимистическому прогнозу, к 2010 году Россия ежегодно будет выпускать до 80 гражданских самолетов (показатель 2006го —10 самолетов). Доход составит 2,5 млрд долларов, а с учетом поставок на внутренний и внешний рынки военной техники — 10 — 15 млрд долларов. 

Подготовил Александр Задорожный