— Чтобы сделать оптимальный выбор, необходимо максимально взвешенно выработать решения по четырем основным вопросам. Первый: насколько широки должны быть функциональные возможности CRM-системы. Как показывает практика, большинство скрытых потребностей бизнеса в ходе развития рано или поздно становятся актуальны. Поэтому CRM-система должна покрывать не только текущие потребности бизнеса, но и поддерживать решение тех задач, которые могут возникнуть в перспективе.
Второй — насколько гибкой должна быть CRM-система. Российский бизнес развивается стремительно, и большинство компаний в нашей стране находятся в условиях постоянных перемен. CRM-система должна уметь быстро подстроиться под реорганизацию компании, изменение политики продаж, увеличение числа сотрудников, расширение географии бизнеса, и т.д.
Третий — насколько предлагаемая CRM-система удобна для работы пользователей. Как правило, в CRM-приложении работают сотрудники отдела продаж, время которых крайне дорого. При этом пользователи считают идеальной систему, в которой соблюдается правило «трех кликов»: если выполнение операции требует больше трех кликов, система будет вызывать недовольство, и ее просто не станут использовать.
Четвертый — насколько защищены инвестиции во внедрение CRM-системы. CRM-приложение должно легко интегрироваться в существующее ИТ-окружение и содержать потенциал для развития.
В связи с этим важно при выборе приложения оценивать производителя: его положение на отечественном рынке должно быть стабильным, а команда — содержать консультантов, способных поддерживать и развивать внедренную CRM-систему.
Подготовил Юрий Немытых