Дело в марке

19 марта 2007, 00:00
  Урал

Проникновение на рынки ЕС не зависит от размера компании. Это вопрос экономической целесообразности, считает генеральный директор ОАО Концерн «Калина» (Екатеринбург, один из лидеров российского парфюмерно­косметического рынка) Тимур Горяев

— Если есть экономическая цель, которая достигается с помощью активных поглощений, нужно выходить на европейские рынки и приобретать торговые марки. В 2005 году наш концерн купил контрольный пакет акций немецкого производителя косметики Dr.Scheller Cosmetics AG. Благодаря этому «Калина» вышла на рынки Германии, Австрии, Швейцарии, стран Восточной Европы. Концерн активно использует сбытовую сеть Dr.Scheller, получил доступ к немецким технологиям и рецептурам. Сегодня в работе совместные проекты выведения в Западную Европу марок «Калины» с использованием опыта Dr. Scheller: продукты будут адаптированы к европейскому рынку по рецептуре и дизайну.

Производство на территории ЕС не дает никаких преимуществ. Выпускать в Европе можно крайне ограниченный перечень высокотехнологичных изделий, скорее всего, штучно. Массовое производство практически невозможно. Вопрос даже не в дороговизне. Необходимость согласовывать каждый сверхурочный рабочий день с профсоюзами (даже если вы знаете, что профсоюз вас поддержит) лишает предприятие гибкости. Вы же конкурируете с американцами, японцами, корейцами, а они времени на обсуждение графика работы не тратят. В условиях, когда нужно немедленно заполнять склады продукцией, выполнять заказы, компания должна быть очень гибкой. Поэтому средства по уходу за кожей Dr. Scheller будут производиться в Екатеринбурге. Это нормальная практика. Сегодня «мерседес», собранный в Германии, не отличается от «мерседеса», собранного в ЮАР или Китае. Технологии сборки, контроля качества развиты во всем мире. Есть методика, по которой все работают. Это обезличенные технологии: немец не должен стоять над конвейером и проверять качество.

Работать в Европе гораздо безопаснее и перспективнее, чем в Китае или Латинской Америке. Если соблюдаешь правила игры, получаешь то, на что рассчитываешь. Но важно не экономить на адвокатах: это большая и очень важная составляющая затрат в любой деятельности в Западной Европе, где с юристами приходиться сверять каждый шаг, особенно в вопросах трудового законодательства и обращения с ценными бумагами.