Стандартный тест

Москва, 16.04.2007
«Эксперт Урал» №15 (278)
Успех перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности зависит от их готовности перестраивать внутренние бизнеспроцессы, квалификации персонала и уровня развития рынка аудиторских услуг

До конца этого года все публичные компании (имеющие в обращении ценные бумаги) должны перейти на составление консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО). Это предусмотрено концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на 2004 — 2010 годы. Как известно, первыми МСФО в обязательном порядке освоили российские банки. Однако, как показывает опыт развития этого процесса на Урале, обязательный характер внедрения мировых стандартов еще не гарантирует мгновенного эффекта. «Российские банки в обязательном порядке представляют годовую отчетность по МСФО уже в течение трех лет. Но она в большинстве случаев ложится на полку регулирующего органа и теряет актуальность», — констатирует партнер компании ЛИСТИК и ПАРТНЕРЫ™ Юрий Симанков. Результат чувствуют компании, осознанно и добровольно подходящие к освоению МСФО. Но одного желания недостаточно. Переход на МСФО — довольно сложная процедура, и ее успешное завершение во многом зависит от уровня развития аудиторских услуг по этому направлению. 

Измерь себя

Из 38 участников рейтинга аудиторских услуг Урало-Западносибирского региона консультации по внедрению МСФО предоставляют восемь компаний (21%), которые обслуживают в общей сложности 146 клиентов (в 2005 году компаний было шесть, а число клиентов — 138). Хотя на долю сектора МСФО в регионе  приходится лишь 3,7% от всего объема рынка аудиторскоконсалтинговых услуг, по сравнению с прошлым годом он вырос на 240%. В перечень услуг входит аудит, трансформация бухгалтерской отчетности с российских стандартов на международные, консалтинговые услуги и обучение специалистов предприятий. Генеральный директор «БДО Юникон» Андрей Дубинский считает, что объем этого сектора будет расти и дальше: «МСФО — перспективное направление.  Динамично развивающиеся компании активно стремятся на рынок иностранных заимствований. Процесс перехода на МСФО дорог и трудозатратен, и далеко не все предприятия  решаются на самостоятельное  освоение новых  методов. Многие будут искать помощи у аудиторов».

Потребители услуг аудиторских компаний в сфере МСФО — банки (70%) и крупные промышленные компании (30%). В первое время наиболее востребована была трансформация отчетности с российских стандартов на международные: доля этих услуг в 2004 году составляла 84%, а в 2006м — всего 27%. Сегодня на первый план выходят аудиторские проверки финансовой отчетности по МСФО: 70% против 11% в 2004 году. Доля консультационных услуг и обучения в сравнении с прошлым годом снизилась на 5% и составила почти 3% в общем объеме сервиса в секторе МСФО.

Как правило, основные клиенты аудиторских компаний в части МСФО — структуры, которые выходят на международные рынки капитала: им необходимо освоить язык, понятный любому инвестору. К сожалению, российские стандарты этого не позволяют, потому что предназначены для налоговых органов, а не для принятия управленческих решений. Руководитель департамента МСФО и корпоративных финансов аудиторской фирмы «Внеш-

ЭкономАудит» Дмитрий Морозов считает, что при применении МСФО собственники и менеджеры могут более реально оценить финансовое состояние предприятия. «Такая оценка решает сразу несколько стратегических задач: сравнение финансовых показателей с ведущими российскими и зарубежными предприятиями соответствующего сектора, оценка бизнеса для сделок покупки-продажи, мотивация управленцев и персонала».

Моя твоя не понимает 

Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности — английский. По мнению директора по аудиту Ассоциации «Налоги России» Антона Никитенкова, отсутствие механизма официальных переводов на русский язык приводит к разным трактовкам одних и тех же стандартов.

Следующая проблема — неготовность к процессу перехода внутренних подразделений компаний. «Прежде чем осваивать МСФО, необходимо выстроить бизнеспроцессы, осуществить постановку задач подразделениям организации, внести изменения в информационные программы для генерирования необходимых данных, назначить ответственных лиц за подготовку информации, обучить людей», — рассказывает генеральный директор аудиторской фирмы «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева.

Некоторые трудности связаны с внешними факторами, к примеру, отсутствием на рынке необходимых программных продуктов. Большинство компаний, готовя финансовую отчетность, заносят данные бухгалтерского учета, например, в Excel, и затем вручную формируют отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов. «В функциях управленческого учета восьмой версии 1С частично реализованы возможности формирования отчетных форм, приближенных к МСФО, но говорить о возможности полноценного ведения учета по МСФО пока рано. Стандартизованные программные решения появятся в ближайшее время и, безусловно, сделают МСФО более доступными», — отмечает Юрий Симанков.

Однако самая больная проблема для рынка — нехватка квалифицированных кадров, как на предприятиях, так и в аудиторских фирмах. «В менталитете российского бухгалтера отсутствует такое важное для МСФО понятие, как профессиональное суждение. На наш взгляд, далеко не каждый бухгалтер, взращенный в российской школе бухучета, сможет понять, что применение МСФО — не механическое соблюдение правил учета и инструкций к подготовке отчетных форм, а способность следовать принципам учета», — говорит Светлана Киселева.

Генеральный директор аудиторской компании «Екатеринбургский АудитЦентр» Владимир Бойков считает, что решать проблему надо комплексно, начиная с подготовки преподавательского состава вузов:

— Дело в том, что сегодня знания принципов МСФО низки не только у бухгалтеров, но и у преподавателей. Максимум, к чему они готовы, провести ликбез. Учитывая это, ТАСИС предложила проект «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации». В его основе лежит принцип «обучения обучающих». Цель — научить методике МСФО преподавателей вузов, которые затем будут транслировать свои знания студентам и практикам. Наша компания совместно с PricewaterhouseCoopers решила принять участие в проекте на территории региона. Но, к сожалению, востребованность этой программы оказалась крайне низка: из всех слушателей, записавшихся на занятия для подготовки к сдаче экзамена на диплом по МСФО, преподавателей всего 10%.

Главная проблема рынка МСФО — дефицит квалифицированных кадров

Тем не менее есть все основания говорить о том, что сектор аудиторских услуг при переходе на МСФО будет расти. На Урале с каждым годом увеличивается количество компаний, выходящих на международные рынки капитала: без наличия МСФО они просто не смогут разговаривать с инвестором. Учитывая, что в этом году консолидированная отчетность таких предприятий должна в обязательном порядке быть переведена на МСФО, аудиторские компании существенно увеличат число клиентов.

Пятерка лидеров в оценочной деятельности
Компании, оказывающие услуги в области информационных технологий (разработка и системная интеграция)
Пятерка лидеров в информационных технологиях (управленческий консалтинг)
Аудиторско-консалтинговые компании, имеющие опыт в предосатвлении услуг в области МСФО различным категориям клиентов
Крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании Урало-Западносибирского региона по итогам 2006 года
Компании, оказывающие услуги в области инвестиционного аудита
Компании, оказывающие услуги в области банковского аудита
Пятерка лидеров в юридическом консалтинге в области хозяйственного права
Пятерка лидеров в налоговом консалтинге
Пятерка лидеров в финансовом управлении
Пятерка лидеров в стратегическом планировании и организационном развитии
Десятка лидеров в общем аудите

Рынок аудиторскоконсалтинговых услуг: статистика по итогам 2006 года

Объем рынка аудиторскоконсалтинговых услуг увеличился на 86% и превысил 1,5 млрд рублей. За год сектор аудита в общей структуре рынка вырос на 87%, почти не уступив по динамике консалтингу (84%). Структура рынка не претерпела изменений: на аудит приходится 60%, на консалтинг — 40%. 

Темпы прироста общего аудита (эта деятельность приносит 91% выручки компаний) — 90%. Еще более динамичен инвестиционный аудит: 161% прироста (против 17,7% в 2005 году). Наименьшим спросом пользовался аудит банков: рост по сравнению с прошлым годом всего 24%, снижение доли в выручке от аудита с 9 до 6%.

Лидирующее положение в сегменте консультационных услуг занимает налоговый и юридический консалтинг — 48% (в прошлом году — 60%), его динамика — самая низкая (47,5%). Аудиторские фирмы, оказывающие услуги в этом виде консалтинга, заработали 323 млн рублей.

Следующая по объему выручки (чуть больше 100 млн рублей) — оценочная деятельность. Ее прирост — 185%: это второе место. На первом — услуги в сфере информационных технологий: 449% (расширение сегмента с 4 до 11%). 

На тройку лидеров рейтинга (две компании из Москвы, одна — тюменская) приходится более половины рынка — 54%. Рейтинговую таблицу возглавила московская компания «БДО Юникон» (присоединившая к пермскому филиалу компанию «Уралаудит») с результатом в 392 млн рублей. Вторую позицию занимает компания из Тюмени «РАСТАМ», образовавшаяся в результате реструктуризации бизнеса «ПОРТАудита» (302 млн рублей). Замыкает тройку BKRИнтерком-Аудит (219 млн рублей), значительно расширивший филиальную и партнерскую сети.

Методы и информация

Рейтинг подготовлен АЦ «ЭкспертУрал» по итогам 2006 года с использованием методологии рейтингового агентства «ЭкспертРА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. В этом году методика составления рейтинга изменена. В качестве основного показателя ранжирования компаний взята совокупная выручка от аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту консалтинговых услуг.

Компании, чья материнская или лидирующая организация зарегистрирована на территории УралоЗападносибирского региона (Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областей, ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого округов, Пермского края, республик Башкортостан и Удмуртия), представили данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами Урала, данные (выручка, численность персонала) касались только филиалов и представительств на территории региона.

Инорегиональные компании изза различных форм образования филиалов не всегда могут подтвердить данные финансовыми документами, поэтому они заверены подписью первого лица и печатью компании.

Новости партнеров

Реклама