От заправки до суда

15 октября 2007, 00:00
  Урал

Полностью застраховать себя от некачественного топлива невозможно. Но если неприятности уже произошли, стоит точнее оценить ущерб и попытаться возместить убытки

Из-за некачественного бензина чаще всего ломаются иномарки. Выходят из строя топливные насосы, забиваются смолами карбюраторы, быстрее изнашиваются форсунки. Как отмечают в «Уралтесте», несоответствие топлива по октановому числу приводит к нарушениям в режиме горения, перегреву и повышенному износу двигателя. По словам сотрудника сервиса «Автокио» (Екатеринбург), за последний месяц к ним поступили четыре машины, пострадавшие от некачественного бензина. «Чаще всего жалуются на заправки под брендом “ТНК-ВР” и “Сибнефть”, — сообщил он. — Стоимость ремонта зависит от машины и запчастей, кроме того, придется платить за работу — в среднем 800 рублей в час».

Сервис-менеджер автоцентра «Оками-Восток» (Екатеринбург) Георгий Илгатов рассказывает: «За последнюю неделю поступило большое количество автомобилей, пострадавших от некачественного бензина. Ущерб оценить довольно сложно, но чаще всего требуется ремонт или замена двигателя. Такой ремонт обойдется не меньше чем в 100 тыс. рублей».

Сумма немалая, и прежде чем платить, стоит попытаться взыскать ущерб с виновников поломки — руководства АЗС.

За рекомендациями мы обратились к представителю комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Максиму Едрышеву. По его словам, первое правило предусмотрительного автомобилиста: сохранять кассовые чеки, подтверждающие факт покупки бензина на конкретной АЗС. Если после заправки машина стала работать хуже, необходимо как можно быстрее вернуться на АЗС (пока на заправку не приедет бензовоз с новой партией нефтепродуктов), купить у оператора литр бензина из той же колонки, из которой вы заправлялись до этого, попросить выписать товарный чек. Затем вместе с оператором составить акт отбора пробы, указать в нем адрес бензоколонки, дату и время покупки, свои паспортные данные и юридические реквизиты продавца, поставить подписи на документе.

Одновременно с этим нужно провести забор пробы из собственной машины. Владелец одной АЗС поясняет: если пробы из колонки и бака отличаются, то есть в колонке бензин нормальный, а в баке нет, АЗС ответственности не несет. Поломка произошла из-за некачественного топлива, заправленного ранее где-то в другом месте, или неправильной эксплуатации автомобиля.

Обе пробы необходимо отправить на независимую экспертизу. В Екатеринбурге, например, есть лаборатория, в которой качество топлива может проверить любой. Цена — 2 — 4 тыс. рублей в зависимости от сложности экспертизы. Анализ бензина будет готов уже через сутки, дизельное топливо проверяют в течение двух дней.

Пока проходит экспертиза, можно ехать в сервис проводить обследование автомобиля. Обязательно составьте акт о том, что ваша машина сломалась именно из-за некачественного бензина.

Если недоброкачественность бензина подтверждена в лаборатории, составьте претензию к продавцу, укажите в ней, какую сумму он должен вам компенсировать. Вместе с копиями результатов экспертизы и счетов за ремонт из автосервиса отправьте претензию владельцам АЗС. Если они не отреагирует в течение 30 дней, подавайте в суд. Как показывает практика, подобные эксцессы владельцы АЗС предпочитают до суда не доводить и разрешать спор полюбовно: имидж и лояльность клиентов все-таки дороже. Хотя можно сказать и по-другому: они просто боятся огласки, которая может их разорить.

Подготовили Вера Морозова, Аркадий Коновалов, Юрий Немытых