Пора работать

Инна Гладкова
5 ноября 2007, 00:00
  Урал

На фоне быстрого роста потребительских отраслей промышленность немного теряет в доле. Тем не менее среди ее сегментов есть динамичные. К примеру, машиностроение, которое по темпам развития уступает только цветной металлургии, взлетевшей за счет спекулятивного роста цен

Аналитический центр «Эксперт-Урал» подготовил очередной рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2006 года. По его результатам, выручка 400 лидеров экономики региона чуть превысила 5 трлн рублей, рост замедлился и составил 27% (в 2005-м
— 35%). Аналогично снизилась и динамика всего российского крупного бизнеса, принявшего участие в рейтинге «Эксперт-400».

Запас на черный день

Нефтяная и нефтегазовая промышленность сохраняет лидерство, но сдала позиции: темп прироста упал с 45% по итогам 2005 года до 26% в 2006-м. В 2005 году средняя цена нефти марки Urals поднялась на 47%, в 2006-м — на 21%, а на середину октября этого года — только на 6%. При этом динамика добычи нефти падает: в 2006-м — 2,2% к уровню 2005-го (в 2005-м — 2,5% к уровню 2004-го). Негативно на результаты деятельности компаний влияет увеличение в 2006 году пошлины на экспорт сырой нефти почти на 50% и налога на добычу полезных ископаемых примерно на 30%.

Две крупнейшие нефтяные компании рейтинга, Сургутнефтегаз и ЛУКойл — Западная Сибирь (треть в совокупной выручке сегмента), существенно потеряли в темпах роста. В итоге доля компаний сектора в совокупной выручке топ-400 по итогам 2006 года сократилась почти на 4 процентных пункта (п.п.) до 46,8%.

В условиях сокращения прироста добычи проблемой дня для компаний сектора становится поиск новых месторождений и более глубокая разработка уже действующих. Это формирует поле деятельности  нефтесервисных компаний (геологоразведка, бурение, обустройство скважин). По итогам 2006 года этот сегмент в топ-400 увеличился на 31% до 67,4 млрд рублей (подробнее см. «Кому — застой, кому — расцвет»).

Своим надежнее

Второй по значимости сегмент уральской экономики и рейтинга крупнейших компаний региона (11,9% совокупной выручки топ-400) — черная металлургия (подробнее см. «Плечо из металла», с. 90). После стагнации в 2005 году (объем выпуска увеличился только в трубном сегменте) в 2006-м объемы производства отрасли снова стали расти.

Ситуация на мировых рынках для российских сталелитейщиков неблагоприятна, но чермет сохранил темп роста — 21,5% (хотя 1 п.п. в доле из-за других более динамичных отраслей все равно потерял). Удалось это благодаря внутреннему рынку. Почти половина продукции крупнейшей компании отрасли Магнитогорского металлургического комбината реализуется внутри России. Причем чуть более 60% покупают производители труб и метизов, а также машиностроители (в том числе автопроизводители — 9%), показавшие неплохой прирост в 2006 году. Производство труб увеличивается вслед за реконструкцией и строительством трубопроводов (крупнейшие проекты — газопровод Nord Stream, нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»).

На рынках цветных металлов в 2006 году продолжался рост цен. Среднегодовая динамика по цинку на Лондонской бирже металлов — 138%, меди — 83%, никелю — 65%, алюминию — 35%. В итоге компании цветмета показали в топ-400 этого года самый высокий результат — плюс 75%. В 2007-м тенденция (за исключением цен на медь) сохранилась. Основная причина — деятельность спекулятивных инвесторов.

Авто, пушка и мастерок

Среди обрабатывающих производств динамикой в 2006 году отличились промышленность стройматериалов (34%) и машиностроение (36%). Причины успеха первой очевидны — строительный бум и нехватка мощностей для производства стройматериалов, в особенности цемента (подробнее см. «Дорога к дому»). Так, выручка Горнозаводскцемента за прошедший год возросла на 76%, Уралцемента — на 43%.

Прирост машиностроения обусловили предприятия ОПК и автопроизводители (подробнее см. «Чтоб завертелась шестеренка», с. 94). Причем на треть, по результатам рейтинга, это заслуга Ижевского автомобильного завода (рост выручки в 2006 году к 2005-му — 119%) и Ижевского электромеханического завода «Купол» (505%). ИжАвто выпускает фургоны Иж, ВАЗовскую классику и собирает автомобили Kia (модели Spectra, Rio JB, Sorento). В 2007-м объем производства иномарок завода должен составить 60 тысяч авто против 25 тысяч в 2005-м. ИЭМЗ «Купол» делает системы ПВО ближнего действия. В 2006 году завод выполнил гособоронзаказ в объеме, вдвое превышающем уровень 2005-го, кроме того, закрыл ряд экспортных договоров на поставку зенитно-ракетных систем.

Потребитель платит

Если рассматривать укрупненные сегменты рейтинга — добывающие отрасли, обрабатывающую промышленность, непромышленный сектор, — то, как и в прошлом году, самую высокую динамику выручки продемонстрировали компании последнего (плюс 30% к уровню 2005 года). Ведущие отрасли здесь — транспорт, торговля и строительство (вместе — 87% совокупной выручки сегмента). Транспорт в топ-400 представлен в основном трубопроводными компаниями (87% в структуре выручки транспортных предприятий): в условиях стагнирующей добычи нефти и газа они показали скромный прирост выручки — плюс 24% к уровню 2005-го. Авиакомпании (12% в сегменте транспорта), заработав в основном на пассажирских перевозках, выросли существеннее — 34% к уровню 2005 года (читайте также «Перехватчик готовится к взлету»).

Все развивается циклично. Сегодня потребительский рынок на пике расцвета, завтра отрасли, связанные с непосредственным обслуживанием населения, из-за насыщения будут терять в динамике.Промышленность только начинает новое восхождение

Успехи торговли связаны с ростом достатка потребителей. Объем продаж уральских автодилеров, представленных в топ-400, увеличился на 82%. Растет не только количество продаж (в прошлом году, кстати, новых иномарок впервые продано больше, чем отечественных авто), но и качество — интерес покупателей смещается в сторону более дорогих машин (подробнее см. «Главное — договориться»). Росту автопарка частично обязаны успехом компании, владеющие сетями АЗС (выручка в 2006 году на 36% выше 2005-го).

Продуктовые сети — и крупные, и динамичные: на них приходится 33% от всего розничного сегмента в топ-400, в 2006 году по сравнению с 2005-м их оборот вырос на 38%. В рейтинге крупнейшего бизнеса Урала представлено 13 компаний продуктового ритейла, причем сеть магазинов «Кировский» вошла в состав первой сотни.

Банки — второй по динамике сегмент в непромышленном секторе после розничной торговли: их выручка в 2006 году на 34% превышает результаты 2005-го. Активное кредитование физических лиц (потребительское, авто-, ипотека) дало существенную прибавку в финансовом результате банкиров.

Строительство — самый многочисленный сегмент рейтинга по количеству компаний. Чуть менее 80% совокупной выручки приходится на предприятия дорожного и промышленного (трубопроводы, объекты энергетики) строительства. Прогресс отрасли обусловлен двумя факторами: ростом числа заказов (в связи с реконструкцией и строительством трубопроводов) и концентрацией отрасли. Увеличение выручки компаний гражданского строительства связано со значительным подъемом цен на недвижимость.

Вместо прогноза

Все развивается циклично. Сегодня потребительский рынок на пике расцвета, завтра отрасли, связанные с непосредственным обслуживанием населения, из-за насыщения будут терять в динамике. Это коснется продуктового и непродовольственного ритейла. Банки по итогам 2007 года также покажут серьезное замедление. Но причины тут другие: существенное снижение ликвидности и удорожание банковских пассивов из-за кризиса ипотечного кредитования в США. До насыщения рынка кредитования физических лиц еще далеко: по оценкам самих игроков, кредитами охвачена очень незначительная часть населения.

Промышленность только начинает новое восхождение. Согласно исследованию инвестиционных проектов 2005 — 2006 годов, проведенному аналитическим центром «Эксперт-Урал», основной объем вложений — заслуга металлургов и нефтяников (в сфере добычи). Эти проекты в свою очередь могут дать дополнительные заказы машиностроителям, строителям, компаниям промышленного сервиса. Совокупный объем запускаемых в этот период проектов в промышленности составляет 15 млрд долларов. На рейтинге по итогам 2007 года результаты этой инвестиционной активность уже могут отразиться.