— Два года назад на выборах облдумы свердловским единороссам удалось набрать 40% голосов, а 2 марта — 58%. Что этому способствовало?
— Вероятнее всего, сыграли два фактора. Во-первых, рост популярности ЕР стал следствием экономического роста и потребительского бума, это сработало по всей стране. Во-вторых, при всей закрытости нынешней политической жизни возникает устойчивое ощущение, что за два-три последних года областные власти пришли к какому-то равновесию в отношениях с федеральным центром, по крайней мере, оно будет сохраняться при нынешнем губернаторе. Таким образом, результат ЕР отражает процентную ставку этого компромисса. Для наглядности можно сравнить результаты «партии власти» в Свердловской области и в Чечне или Ингушетии, где они превышают 90%.
— Результаты голосования за «Справедливую Россию», не перешагнувшую на выборах облдумы 7% барьер, говорят о том, что в Свердловской области, «вторая нога» так и не выросла. В то же время по отдельности Российская партия пенсионеров и Российская партия жизни показывали неплохой результат (по итогам октября 2006 года — 18,7% и 11,45% соответственно). Что стало причиной поражения свердловских «эсеров»?
— Разумеется, уход из партии Евгения Ройзмана — одного из наиболее рейтинговых уральских политиков. Он неизбежно привел к серьезному оттоку голосов. Вместе с тем СР добивалась особенных успехов там, где федеральные наблюдатели рассматривали возможность смены элит, или просто политические расклады отличались сильной противоречивостью, особенно с перспективой усиления левых партий. В Свердловской области ни того, ни другого не случилось, что как раз и демонстрирует наличие устойчивого компромисса. Таким образом, СР оказалась просто не нужна; вполне вероятно, что и уход Ройзмана, чей имидж строится на самостоятельности и «прямом действии», связан в том числе с заранее определенной бесперспективностью СР.
— В новой конфигурации облдумы у единороссов будет 17 из 28 мест. С учетом того, что кворум составляет 19 голосов, у оппозиции есть шанс блокировать решения, с которыми она не согласна. Насколько реально создание в облдуме единого оппозиционного блока?
— Крайне маловероятно. Все-таки региональные партийные структуры в области формировались во многом случайно, люди просто выбирали партию по принципу вероятности прохождения с ней в облдуму, поэтому реальная расстановка интересов мало соответствует формальной партийной принадлежности. Единственный вариант: такая оппозиция может возникнуть в связи с протестом большей части региональных элит, представленных в других партиях. Однако и в этом случае необходимо что-то экстраординарное для того, чтобы такой протест оформился в думский оппозиционный блок. Но не следует исключать и игрушечных оппозиций, сформированных в целях PR, по пустяшным поводам.