Белые вороны в черном дыму

Спецвыпуск
Москва, 02.06.2008
«Эксперт Урал» №22 (331)
Показатели вредных выбросов на Урале стабилизировались: крупные промышленные холдинги начинают инвестировать в экологию. Но кардинальное улучшение ситуации возможно только при условии внедрения новых очистных на предприятиях ЖКХ и решения проблемы автомобильных пробок — основных виновников роста транспортных выхлопов

Жить без противогаза в Свердловской области опасно. По результатам квартальной проверки атмосферного воздуха, уровень загрязнения в Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле и Асбесте квалифицируется как высокий, в Екатеринбурге, Верхней Пышме и Первоуральске — как очень высокий. Превышение установленных нормативов отмечается в частности по свинцу, оксидам азота, диоксиду серы, аммиаку, сероводороду.

Взглянем на экологическую карту Урала и Западной Сибири в целом. Общее загрязнение водоемов по десяти субъектам Урало-Западносибирского региона составило по итогам 2006 года (итоги 2007-го подведут только в августе текущего) около 2,6 млрд кубометров, на каждого жителя приходится 111,1 кубометра вредных стоков. Годовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (промышленных предприятий) в 2006 году достигли одного миллиона тонн (42,8 кг на одного человека).

Многолетние показатели выглядят обнадеживающе: стоки загрязненных вод за 2004 — 2006 годы приросли всего на 0,9%, выбросы в атмосферу — на 2,6%. При этом нагрузка на окружающую среду в расчете на единицу выпуска продукции уменьшается. Но до экологического благополучия нам пока далеко: абсолютные показатели по выбросам стабилизировались на высоком уровне.

Грязи на рубль все меньше

Особенно тяжела экологическая ситуация в сфере водопользования. Крупнейший загрязнитель вод на Урале — Свердловская область: 821 млн кубометров в 2006 году. Она дает около трети совокупного показателя по Урало-Западносибирскому региону. На втором месте — Челябинская область: 25% (654,8 млн кубометров). Наибольшая динамика в ЯНАО (+80,7%). Максимальные превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) почти по всем вредным веществам — также в реках Среднего Урала: в Туре по марганцу — 97,8 раза, в Исети по азоту — 40,3 раза, в Чусовой по меди — 39,4 раза. «Сбрасывают в наши реки в основном неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды, поэтому трудно ожидать хорошего качества речной воды, — рассказывает генеральный директор дочернего предприятия EnviroChemie (Германия) Марина Чеботаева. — Так, согласно официальной статистике, река Исеть относится к категории грязных, Кама, Чусовая, Уфа с натяжкой попадают в разряд умеренно загрязненных».

С воздухом дела обстоят не лучше: лидеры по загрязнению те же — Свердловская (339,6 тыс. тонн, 33% производственных выхлопов) и Челябинская (318,6 тыс. тонн и 32% соответственно) области. Главные «отравители» — энергетики: отрасль дает около трети всех атмосферных выбросов, примерно 25% черная металлургия и 15% цветная. Крупнейший загрязнитель, расположенный на одной промплощадке, — Рефтинская ГРЭС (в 2006 году — 337,2 тыс. тонн выбросов в атмосферу).

Многолетняя динамика загрязнения водоемов на Урале отрицательна: выбросы на один рубль реального (без учета инфляции) ВРП региона за 2004 — 2006 годы сократились на 41%. Наибольшее сокращение продемонстрировала Оренбургская область (минус 76%). Выбились из общей тенденции Пермский край и ЯНАО (плюс 35,9 и 18,3% соответственно).

Ситуация в воздухоочистке улучшается несколько медленнее, чем в очистке воды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу реального ВРП на Урале и в Западной Сибири сократились за 2004 — 2006 годы на 29,6%, зато во всех субъектах уральского макрорегиона.

Объемы вредных выбросов на Урале стабилизируются, а удельные показатели сокращаются в результате проведения крупными компаниями модернизации, одно из главных направлений которой — внедрение системы очисток. Так, ММК только в прошлом году инвестировал в перевооружение около миллиарда долларов, Русская медная компания вложила в полную реконструкцию Карабашмеди (Челябинская область) более 120 млн долларов.

Двигаться в этом направлении компании вынуждают экономические причины (см. «Наступят времена почище») и ужесточение природоохранного законодательства. «В марте 2007 года Минприроды РФ утвердило новую методику исчисления вреда, причиненного водным объектам в результате нарушений законодательства, — отметил руководитель департамента Росприроднадзора по УрФО Борис Леонтьев. — Территориальные органы Росприроднадзора УрФО в 2007 году предъявили исков на 127 млн рублей, что более чем в 10 тысяч раз превышает показатель 2006 года, а за первые четыре месяца этого года сумма уже около 8,8 млрд рублей».

Консервируют в дыму

Решение экологических проблем тормозят два важных фактора. Во-первых, недостаток средств на природоохранные мероприятия в ЖКХ вывел отрасль в лидеры по загрязнению водных объектов. Водоканалы дают до половины всех сбросов загрязненных стоков на Урале. «Очистные сооружения находятся на балансе муниципальных предприятий коммунального хозяйства, — говорит заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Галина Пахальчак. — Большинство муниципалитетов самостоятельно не могут их содержать и обращаются в областной бюджет. Но выделяемых денег тоже недостаточно». Уральские водоканалы полностью изношены, часто схема очистки на них не соответствует составу стоков, а доочистка отсутствует. В итоге они не только не чистят, но и загрязняют воду. Так, екатеринбургский водоканал в 2006 году сбросил в Исеть 217,9 млн кубометров сточных вод, нижнетагильский — 55,6 млн кубометров. Первому за нанесение ущерба окружающей среде по итогам 2007 года предъявили иск на 8,5 млрд рублей.

Во-вторых, растут выбросы от нестационарных источников: количество автомобилей на Урале увеличилось за последние пять лет на 40% (расчет велся по Свердловской, Челябинской, Тюменской областям, Пермскому краю и Башкирии). Причина ухудшения экологической ситуации — не характеристики авто, а структура транспортной сети крупнейших городов. Так, в Екатеринбурге центр города имеет низкую связность сети (количество возможных альтернативных маршрутов до пункта назначения). Результат: фактическая средняя дальность превышает кратчайший путь более чем в 1,5 раза. В Перми это обусловлено расчлененностью рельефа, эрозией почв, сужением долины Камы на севере города. Челябинск разделен множеством железнодорожных веток и промзон, в районе которых плотность выбросов выше в 2,7 раза. Это все приводит не только к избыточному пробегу, но и к пробкам, а в них объем выбросов повышается еще минимум на 30%. Точечная застройка в уральских мегаполисах лишь консервирует неэффективную транспортную структуру. В итоге при прочих равных условиях автомобиль в Екатеринбурге в среднем выбрасывает 560 килограммов вредных веществ в год, в Перми — 450, а в Челябинске — 400. Точно такой же автомобиль в Нью-Йорке — только 330 килограммов.

Получается, что пока ЖКХ не найдет средства на модернизацию, а градостроители не выработают эффективную стратегию застройки, ни суровость закона, ни внедрение новых очистных крупными предприятиями на решение экологических проблем не повлияют.

Выбросы по регионам в 2006 году
Максимальное превышение предельно допустимой концентрации веществ в крупнейших реках Урала в 2006 году, раз

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №22 (331) 2 июня 2008
    Имидж регионов
    Содержание:
    Модель для сборки

    Территории Урала и Западной Сибири окрашены для мировой общественности в серые тона. Чтобы сформировать яркий и позитивный образ, регионы должны перейти на принципы публичного конструирования имиджа

    Реклама