Оставить на местах

2 марта 2009, 00:00
  Урал

Гибкая налоговая политика и увеличение количества местных налогов помогут муниципалитетам пережить кризис, считает депутат Свердловской областной думы, заместитель председателя комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Галина Артемьева

— Галина Николаевна, насколько кризис опасен для бюджетов городов?

— Самая большая часть доходов в муниципалитете бюджета — это межбюджетные трансферты.
В Свердловской области 37 муниципалитетов, в которых доля трансфертов в бюджете превышает 70%, по рассматриваемым вами городам — это примерно половина доходов. Также у муниципалитетов есть налоги, которые считаются их собственными: земельный и на имущество физических лиц. Но в городском округе основная часть налоговых доходов бюджета, до 40% всех поступлений, — налог на доходы физических лиц. А раз крупнейшие предприятия сокращают производство, люди отправлены «гулять», соответственно, зарплата падает, налоговых отчислений становится меньше и бюджет недополучает денег.

— Какие статьи затрат будут сокращаться в первую очередь?

— Это дело самого муниципалитета, у каждого по-разному. Безусловно, региональные власти Свердловской области рекомендательным правом пользуются, но рекомендуется что оставить, а не что сократить. На сегодня в числе важнейших статей затрат — зарплата бюджетникам и все коммунальные расходы: здесь ни в коем случае нельзя копить задолженность. Кроме того, питание в школах, дошкольных учреждениях, больницах — население должно ощущать поддержку государства в этих сферах. Мы считаем, что на это должно быть обращено внимание.

— Какие есть способы сглаживания ситуации?

— При текущем законодательстве — продажа муниципальной собственности, закладывание муниципального имущества. Но нужно хорошо себе представлять, что потом это имущество придется выкупать. Стоит выстроить эффективную систему использования муниципального имущества, сдачи его в аренду.

Конечно, можно было бы увеличить доходы с земельного налога на физические лица, но об этом стоило думать чуть раньше. Далеко не все стремятся оформлять землю в собственность (а налог платится только в этом случае): процесс нужно было стимулировать. Чтобы оформить право собственности, требуется целая серия мероприятий: межевание земельного участка, постановка его на кадастровый учет и прочее. Проведенная Федерацией дачная амнистия, которая позволяла упростить процесс, большого эффекта не дала. Кроме того, у нас до сих пор много не введенного в эксплуатацию жилья, под которым земля тоже не оформлена в собственность.

В свое время мы муниципалитетам говорили: найдите способы стимулировать оформление земли в собственность, и будут вам налоговые доходы. Могли бы взять на себя плату за межевание для отдельных категорий населения, пенсионеров например. Но это нужно было делать раньше, когда было достаточно средств в бюджете.

Вообще хотелось бы дождаться законодательной помощи государства. Муниципалитеты давно просят — расширьте спектр местных налогов. Тот же земельный: у нас очень много федеральных объектов, которые от уплаты земельного налога освобождены. Но они же находятся на земле. А транспортный налог — ну не смешно ли — полностью взимается на территории, а целиком уходит в бюджет субъекта федерации. Налог на имущество юридических лиц — хоть какую-то часть оставьте на местах, он ведь тоже на территории собирается. Нужна более гибкая налоговая политика государства. В сложной экономической ситуации она очень актуальна.