Информационный полет

Глеб Жога
30 ноября 2009, 00:00
  Урал

Нишевая стратегия позволяет ИТ-компаниям избежать конкуренции со стороны крупных игроков, а спрос в кризис на специализированный аутсорсинг только растет. Об этом свидетельствует опыт швейцарской компании SITA — разработчика информсистем для авиации

В конце октября компания SITA заключила новое соглашение о сотрудничестве с «Уральскими авиалиниями»: она предоставит авиаперевозчику коммуникационную услугу AIRCOM Datalink для обмена данными «борт — земля» в режиме реального времени. Об особенностях узкой продуктовой ниши и о том, как пережить в ней кризис, мы беседуем с вице-президентом компании по продажам и работе с клиентами в регионе Центральной, Восточной Европы и СНГ Ильей Гутлиным.

Крупные не лезут

— Илья, на кого рассчитаны ваши продукты?

— Как пассажир вы, скорее всего, столкнетесь с услугами-приложениями, например, регистрацией пассажиров через агентов. Первый контракт на установку такой платформы мы заключили с «Уральскими авиалиниями» около двух лет назад. Сейчас на основе этой программы пишем систему, которая предоставит возможность интернет-регистрации пассажиров (они смогут пройти регистрацию в сети, и не нужно будет приезжать в аэропорт за два часа).

Для авиакомпаний мы разрабатываем электронные летные планы. Программа все рассчитывает сама, без участия штурманов: выбирает курс, который оптимизирует время и горючее. По этой линии с нами работают Аэрофлот, Трансаэро, S7, на Урале — ЮТэйр и «Ямал».

Около 230 аэропортов по всему миру применяют платформу общего пользования, на которой можно обслуживать разные авиакомпании (например, если летишь по маршруту Екатеринбург — Москва — Париж сначала «Уральскими авиалиниями», а потом Air France, то система позволяет оба посадочных талона получить в Екатеринбурге). В Кольцово такую систему регистрации купили примерно полтора года назад. Кстати, с екатеринбуржцами мы обсуждаем также возможность установки киосков самообслуживания для пассажиров.

Сравнительно небольшими аэропортами региона (Пермь, Уфа, Челябинск) востребованы наши услуги связи, но они составляют небольшую долю в выручке.

— Разве информационные технологии дешевы?

— Конкретные цифры озвучивать не могу. Но обычно в авиакомпаниях на ИТ и телекоммуникационные услуги уходит 1,5% бюджета, в аэропортах — около 2,5%. Это достаточно незначительная для них цифра.

— Верно ли я понимаю, что при расчете стоимости услуг вашу компанию не волнует пассажиропоток?

— За некоторые услуги мы берем плату в зависимости от пассажиропотока. А вот за сервис сообщения между аэропортами и самолетами, например, расчет идет в зависимости от количества сообщений. В то же время по некоторым услугам для аэропортов мы работаем по ежемесячным платежам, которые не зависят от пассажиропотока. Понятно, что по этим контрактам у нас никакого спада нет: наши клиенты в этот экономический кризис не уходили с рынка. В целом оборот в 2007 и 2008 годах, а также план на 2009 год, находятся на одном уровне.

— Конкурентов у вас много?

— У нас примерно сто разных продуктов, и все для авиации. Почти по каждому основному есть ряд конкурентов. Так, по пассажирским сервисам для авиакомпаний главные — Sabre и Amadeus, по услугам для аэропортов — ARINC.

По платформам общего пользования (как в Кольцово), по нашим оценкам, мы удерживаем примерно 70% мирового рынка. Наш основной конкурент в этом сегменте американец ARINC: ему принадлежит большая доля рынка в Штатах.

Если рассматривать системы связи «борт — земля», у нас 58% мирового рынка, у ARINC — 42%. В РФ и СНГ услугой пользуются порядка 80% авиаперевозчиков. До недавнего момента этот тип связи не поддерживали отечественные самолеты. Хотя сейчас мы начинаем работать с ОАО «Туполев» и АНТК им. Антонова, так что на новых самолетах такая возможность будет.

— А крупные компании, занимающиеся MRP и ERP (например, SAP, Microsoft Business Solutions), в вашу сферу не лезут?

— Если наши продукты — в основном фронт-офис, то есть для людей, которые работают непосредственно с пассажирами, либо для самих пассажиров, то ERP — это бэк-офис, то есть для внутреннего пользования. Так что прямой конкуренции здесь нет. Мы хотели бы больше заниматься интеграцией с системами ERP, но крупные компании сюда не идут — для них это слишком большие инвестиции в очень узкий сектор, в котором они не так много умеют делать.

Про кризис

— Как ваша компания переживает кризис?

— Самым плохим был январь 2009 года, с апреля началось восстановление.

— Спрос на ваши услуги упал?

— Наоборот, на некоторые вырос. Например, на ИТ-аутсорсинг (мы берем управление всеми ИТ-процессами аэропорта или авиакомпании на себя). Как только наступают плохие времена, потребность в подобных услугах всегда возрастает. Причина — клиент может четко отследить получаемую экономию. Уменьшение расходов можно даже закрепить в контракте.

— Когда вы почувствовали признаки падения экономики?

— В Штатах спад начался с конца 2008 года. В РФ и СНГ мы ощутили его примерно в апреле-мае 2008-го. А немцы об этом начали говорить аж с лета 2007 года.

— То есть у вас было время, чтобы подготовится?

— Да, летом 2008 года было принято несколько важных решений. Например, всех новых сотрудников фирмы раз в неделю утверждал генеральный директор, их набор осуществлялся только при крайней необходимости. Тогда же началась программа экономии расходов на командировки: все вопросы внутри компании по возможности решались по телефону. Персонал и командировки — наши самые серьезные статьи затрат.

— Уровень зарплаты снизился? Были ли увольнения?

— Нет. Это личная позиция генерального директора компании. По моим ощущениям, наш случай оказался редким исключением: обычно в ИТ-компаниях по всему миру при спаде в экономике сразу увольняют почти 20% сотрудников, через год опять нанимают 20%. Но нам нельзя терять специалистов: мы нишевая структура, здесь нужны специфические знания. В мире достаточно мало людей, которые были бы профессионалами в информатизации авиации.

SITA (Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques) — швейцарская многонациональная информационная организация, представляющая телекоммуникационные и ИТ-услуги в авиационной отрасли. Организована в 1949 году одиннадцатью европейскими авиакомпаниями в виде кооператива — разработчика телекоммуникаций, обеспечивающего связь между аэропортами. На сегодняшний день услугами SITA пользуются около двух тысяч авиакомпаний и аэропортов в мире. Оборот в 2008 году составил 1,5 млрд долларов, в компании трудится около 4,5 тыс. человек в 130 странах.