Плюсовые очки

Екатеринбургская компания «Очки для Вас» разрабатывает собственные покрытия для линз. Ноу-хау позволяет производить продукт с высокой добавленной стоимостью по цене на треть ниже мировых аналогов

Здесь мы наносим на линзы покрытия, — говорит гендиректор компании «Очки для Вас» Донат Фейгин. Мы надеваем халаты и бахилы и переходим в «чистую комнату» — специальное помещение с особым режимом кондиционирования и очистки воздуха, постоянными влажностью и температурой. Больше половины площади занимает непрерывно работающая машина: линзы на карусели проходят несколько стадий нанесения покрытия, выдерживаются в термопечи, последовательно помещаются в различные среды, а затем в вакуумную установку.

Оборудование импортное, но технологии и материалы свои: компания «Очки для Вас» основана инженерами-оптиками, сумевшими найти применение оборонным технологиям в индустрии коррекции зрения. Для России — случай редкий. В стране такие покрытия никто больше не делает, предпочитают заказывать уже готовые линзы в Европе или Азии.

От букс к просветлению

Начиналось все вполне типично для небольшой российской технологичной компании. В 1991 году несколько выходцев с Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) создали фирму «Блик»: производили инфракрасные фильтры для датчиков контроля температуры букс колесных пар железнодорожного транспорта (УОМЗ подобные проекты тогда не интересовали: завод рассчитывал на большие госзаказы для военных и космических нужд.) Одновременно вели исследования по очковой оптике.

Производство разместили в помещении бывшего цеха завода пластмасс в центре Екатеринбурга. Первые деньги Донат Фейгин получил в виде кредитов, предназначенных для поддержки малого бизнеса. По его словам, все, что компания тогда зарабатывала, уходило на развитие производства. Этот принцип распределения средств не устраивал компаньонов, и они быстро вышли из дела.

Заказа железной дороги хватило на два-три года. Нужно было искать новый источник заработка. И Фейгину повезло: Невьянский механический завод, в советское время изготавливавший оболочки для снарядов, перепрофилировался в цех по пошиву кофточек. Его слабым местом оказались иглы — они постоянно ломались. «Блик» совместно с Институтом физики металлов УрО РАН разработал иглы с алмазоподобным покрытием и стал поставлять их в Невьянск. Правда, этот проект также долго не прожил. Ученые переключились на работу с азиатскими фирмами (Samsung, Sony): предложили им технологию (разработанную совместно с «Бликом») упрочнения магнитных головок. Хотя «Блик» обладал такими же правами на технологию, Донат Фейгин решил не открывать параллельное производство и вышел из дела.

Направление очковой оптики выделилось в 1993-м в новое предприятие «Очки для Вас». «Современных полимерных линз не было, — вспоминает Донат Фейгин. — Были стеклянные, очень низкого качества, их выпускал всего один завод в стране. Мы покупали эти линзы, пытались довести их до приличного уровня». Тогда же, в 1993-м, компания закупила оборудование для рецептурной лаборатории (индивидуального производства очковых линз из заготовок) и вакуумные установки для нанесения покрытий.

Через некоторое время открылся первый салон «Очки для Вас» в Екатеринбурге. В одном интервью Донат Фейгин признавался, что не имел маркетингового опыта, всегда работал с корпоративными заказчиками и до середины 90-х недооценивал преимущества розничной торговли. Однако ритейл помог решить главную задачу — наладить своевременность платежей. Другие города области завоевывали «челночным» методом — возили туда оправы на «Жигулях» (в бригаду входил врач-окулист), собирали заказы и через некоторое время привозили готовую продукцию.

В 1996 году появились первые покрытия собственной разработки: для защиты от ультрафиолета, контрастные — для вождения автомобиля и работы на компьютере, просветляющие — усиливающие светопропускание и четкость.

Параллельно в компании искали способы улучшения качества линз и снижения издержек при их изготовлении. Внедрили методику обработки без механического протирания поверхности, предварительный нагрев, новый сплав для блокировки и лак для закрепления винтов в безободковых оправах. Это позволило сократить срок производства линз по сравнению с европейскими конкурентами в несколько раз, а стоимость (учитывая отсутствие больших затрат на логистику) — на треть.

Кстати, азиатских производителей Фейгин в роли конкурентов не рассматривает. Их удел — серийное производство относительно низкой по качеству продукции, которую по ценам перебить крайне сложно. А от клиентов, желающих приобретать дешевый товар, «Очки» отказались сразу: позиционировались как компания, рассчитанная на клиентов со средним и высоким достатком. Европейский же рынок все больше смещается в сторону индивидуального изготовления линз.

Кому что

Хотя востребованность подобных линз в России остается под большим вопросом. Об этом красноречиво свидетельствует загрузка линии «Очков для Вас»: при мощности в 6 тыс. линз в месяц компания выпускает 2,5 тысячи для собственных салонов, еще около тысячи для других ритейлеров. Для сравнения: лаборатории в Румынии производят до 500 линз в день, а в одной только Бразилии подобных производств около 60.

Проблемы две. Первая — отсутствие доверия оптиков к отечественной продукции в среднем и высоком ценовом сегменте. Спросом пользуются только российские линзы эконом-класса (стоимость 100 — 200 рублей, без покрытия). «В создании покрытий есть множество нюансов, которые требуют современного производства, инженерных знаний, качества оборудования, воздушной и водной среды, — рассказывает Донат Фейгин. — Подобные исследования практически нигде в России больше не ведутся. Я думаю, дело в том, что в стране фактически отсутствуют стандарты качества, точнее, они сделаны под существующий невысокий уровень производства, который в России есть. Раз стандартов нет, все выпускают низкокачественную продукцию».

Вторая проблема — непродвинутость потребителя. Непрофессионалу трудно отличить хорошую линзу от плохой, разобраться в преимуществах покрытий, поэтому основным критерием остается цена.

В принципе объяснить, как при таких условиях «Очки для Вас» пробились на рынок, несложно. В начале 90-х на рынке присутствовала только сеть госоптик, которые не заботились ни о маркетинге, ни о сервисе. Сейчас ситуация поменялась: только в Екатеринбурге работает навскидку около сотни оптик. Но в компании оптимизма не теряют.

— Еще 15 лет назад качественные покрытия никому не были нужны, — говорит Михаил Фейгин, сын основателя и соучредитель компании. — А сейчас это стандарт для любых приличных очков, линзы без покрытия считаются голыми. Поэтому мы решили развиваться не только как розничная сеть, но и как самостоятельное производство, способное предложить продукт быстрее и дешевле импортных аналогов. Сегодня жить только за счет ритейла — значит зависеть от производителей брендовых очков. А они сейчас открывают собственную розницу (к примеру, Luxottica или Safilo). И могут легко потеснить любую сеть, просто прекратив поставлять ей продукцию, либо устроив демпинг. Мы видим зарождающийся спрос на индивидуальные линзы с покрытием, и считаем, что в скором времени этот бизнес может значительно вырасти, отвоевав свою долю российского рынка у иностранных производителей. В связи с этим мы планируем развивать научно-производственный комплекс (НПК) «Очки для Вас» как самостоятельное предприятие, в котором одноименная розничная сеть — один из клиентов. До недавнего времени о самостоятельности речи не шло: производство все эти годы держалось только за счет розницы.

Скорее всего, по поводу «скорого времени» Михаил Фейгин несколько преувеличивает. Хотя некоторые подвижки есть. В декабре 2009 года НПК удалось пройти аудит производства и получить сертификат качества линз с покрытиями от компании Rodenstock. Это прецедент, раньше российские производители не добивались признания качества своей продукции на Западе. Получение сертификата позволяет компании развивать проект сотрудничества с дистрибьютором Rodenstock в России — фирмой «Аввита». Уже прошел стадию тестирования аналогичный проект с другим ритейлером — «Оптик-Диас». Эти договоренности позволили увеличить продажи линз сторонним компаниям с нескольких сотен до тысячи.

Однако подавляющее большинство ритейлеров пока не готовы к сотрудничеству с НПК: у них нет доверия к российской продукции. Это оставляет двери оптик закрытыми. Екатеринбургскому производителю предстоит доказать свою состоятельность.                  

У партнеров

    Реклама