Полный аватар

Алексей Белоусов
22 февраля 2010, 00:00
  Урал

2009 год дифференцировал рынок кинотеатров. Построенные относительно недавно многозальники отмечают приток клиентов, а устаревшие небольшие заведения стремительно их теряют. Им придется уходить в узкие сегменты или перепрофилировать бизнес

B ажиотаже вокруг «Аватара» от недостатка клиентов не страдали даже кинотеатры, не имеющие оборудования для 3D показов: активное продвижение фильма привело к тому, что зритель готов был пойти хоть куда, лишь бы посмотреть популярную новинку. Но никакие аватары не спасут морально и технически устаревшие кинотеатры в борьбе с сетевыми киноплексами.

В последнем ряду

По оценке отраслевого портала «Бюллетень кинопрокатчика», с 2004 по 2007 год посещаемость российских кинотеатров ежегодно росла в среднем на 15%. Пиком стал 2008 год — 20,7%. В 2009 году количество зрителей увеличилось только на 4,1% (с 134,6 до 140,2 млн человек).

Одновременно шло перераспределение спроса: резко увеличилась популярность больших кинотеатров — мини- (три-семь залов) и мультиплексов (восемь залов и более). Руководитель отдела маркетинга и рекламы КРК «Мегаполис» (Уфа, шесть залов) Айрат Ягудин говорит о 30-процентном приросте посещаемости. Генеральный директор сети «Синема парк» Сергей Китин менее оптимистичен: в первой половине 2009 года небольшое снижение (около 5%) потока зрителей почувствовали даже крупные сети высокотехнологичных кинотеатров, но к лету, благодаря появлению в репертуаре ожидаемых новинок, посещаемость начала расти, и год закончился в плюсе.

У одно- и двухзальных заведений ситуация противоположная. Они начали терять клиентов еще в первой половине 2008 года, и кризис только углубил падение. Так, директор кинотеатра «Октябрь» (Пермь, два зала) Павел Пьянков сообщил, что посещаемость его заведения снизилась в 2009-м на 25% в сравнении с 2008-м. Тенденция охватывает и трехзальные кинотеатры, правда, не так сильно: екатеринбургские «Космос» и «Екатерининский» отмечают 10-процентное сокращение зрителей.

3D-билет

На причину отставания одно- и двухзальников указывает менеджер по кинопрокату ККТ «Космос» (Екатеринбург) Павел Поляков: спасителем кинобизнеса в ушедшем году стал 3D формат — его популярность у зрителей не изменилась.

В последние три года современные мини- и мультиплексы открывались активно: в пяти крупнейших городах Урала запущено 30% работающих сегодня кинотеатров. Всего в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Уфе и Перми технологией 3D оснащено 22 кинотеатра из 49. 

По словам менеджера по развитию киноцентра «Екатерининский» (Екатеринбург) Ильи Сигова уже сегодня в столице Среднего Урала для удовлетворения потребностей горожан экранов хватает: «В среднем достаточным считается наличие одного экрана на каждые 20 тыс. человек. То есть Екатеринбургу с 1,4 млн жителей требуется порядка 70 экранов. Сейчас функционирует 69. Но на 2010 год запланировано открытие кинотеатров “Роликс” в ТЦ “комсомолл” (оператор DVI Cinema, восемь залов, 2400 мест) и “Кинокит” (10 залов, 1400 мест). После этого можно будет говорить о начале острой конкуренции за зрителя».

Еще более жесткая ситуация в Тюмени: там при необходимых 30 экранах работают 32. В других городах, исходя из предложенной нормы, конкуренция не так высока. Перми, Челябинску и Уфе (население чуть более 1 млн человек) требуется по 50 экранов, а работает 35, 30 и 43 соответственно.

Между тем на уральском рынке еще нет некоторых крупных игроков, таких как ГК «КАРО» или Eurasia Cinemas B. V. (включает российскую сеть кинотеатров «Кронверк Синема» и турецкую AFM).

— Открытие новых кинотеатров, в том числе и на Урале, будет возможно лишь при условии общей стабилизации рынка, — говорит председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников. — Пока не видно хороших площадок, которые могли бы нас заинтересовать. Многие проекты торговых центров заморожены, в строй вступают единичные комплексы, и с точки зрения перспектив открытия кинотеатра они не всегда интересны. Поэтому мы приняли решение приостановить гонку за увеличением числа площадок и экспансию в регионы. Сейчас правильнее инвестировать средства не в строитель­ство большого количества кинозалов, а в качество обслуживания и кинопоказа. Тем не менее, если нам будут подворачиваться суперпроекты в сфере открытия новых мультиплексов, то отказываться от них мы, естественно, не станем.

Пиар — тоже технология

Федеральные сети отличаются и гораздо большими возможностями в плане рекламы и маркетинга. Генеральный директор кинотеатра «Титаник Синема» (Екатеринбург) Михаил Бублевский: «Нам удалось увеличить посещаемость за счет того, что мы заранее подготовились к возможным экономическим переменам. Ввели новые кинореволюционные технологии (3D-показы и 5D-аттракцион, включающий не только объемное изображение, но и различные спецэффекты). Но кроме того, улучшили сервис и расширили репертуарное меню. Также была откорректирована ценовая политика. Одна из акций — «счастливый вторник» — позволяет сходить в кино за 50 рублей. Ее эффективность подвигла нас на еще одно новое предложение — акцию «Киновесна» (билеты на утренние сеансы стоят 25 рублей)». Айрат Ягудин добавляет, что для привлечения клиентов в уфимском «Мегаполисе» начали организовывать премьеры с участием звезд кинематографа и творческих коллективов.

Руководители мультиплексов отмечают, что в 2009 году рекламные бюджеты не сокращали и на 2010-й этого не планируют: информацию о новых предложениях вне зависимости от финансовых трудностей нужно доводить до потребителя.

Идите в боулинг

У небольших кинотеатров выхода два. Первый — в ниши, которые сейчас не освоены: «второй» экран (показывают фильмы через две-три недели после премьеры), документальное и детское кино, арт-хаус и прочее.

— Наличие вторых и даже третьих экранов — естественное явление для развитого рынка кинопроката, — считает Илья Сигов. — Хорошие картины, к примеру, в США, могут находиться в прокате несколько месяцев. У нас такого практически не бывает, хотя зрителей, которые не успевают посмотреть фильмы в премьерных залах, достаточно много. Переход же в репертуарные ниши вряд ли будет массовым. Документальное кино или арт-хаус не настолько популярно, чтобы переориентировать на него целый кинотеатр. На расширение репертуара за счет немассовых картин скорее всего пойдут многие.

Заметим, что переход малорентабельных заведений в узкие ниши мы прогнозировали еще три года назад. Не исключено, что теперь значительное снижение количества клиентов и мощная конкуренция подтолкнут их к решительным действиям. В 2010 — 2011 годах может сформироваться новая структура рынка кинотеатров. Не успевшим занять в ней место останется перепрофилироваться в другой вид бизнеса. Например, в бильярдную или боулинг.