Новости 12-го года

Страховой рынок Урала уверенно растет и готовится к нововведениям 2012 года

АЦ «Эксперт-Урал» подготовил очередной рейтинг страховых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам работы в первом полугодии-2011. Уверенный рост зафиксирован практически во всех сегментах. Так, страхование жизни по объему премий прибавило 61,3% (здесь и далее сравнивается первое полугодие 2011-го с первым полугодием 2010-го, если не указано иное), страхование грузов — 66,6%, ДСАГО — 22,8%, каско — 21,3%. Умеренно растет ОСАГО: в среднем по Уралу объем премий увеличился на 7%. Единственный провалившийся сегмент — имущественное страхование прочего транспорта (но в этой сфере многое зависит от единичных сделок). В целом страховой рынок Большого Урала прирос на 17% (по итогам первого квартала 2011-го по отношению к аналогичному периоду 2010-го результат составил 16%).

Мы уже не раз писали об изменениях, которые ждут страховой рынок (см., например, «Второе, третье и четвертое ОСАГО», «Э-У»
№ 48 от 06.12.10; «Рост / риски = ?», «Э-У» № 24 от 20.06.11). Обратим внимание на три ближайших (вступающих в силу с начала 2012 года) и неизбежных. И попытаемся оценить готовность к ним страховых компаний Урала. 

Вверх по капиталу

Первое изменение — увеличение в четыре раза требований к минимальному уставному капиталу. В стране из 600 компаний, имеющих лицензию (около 40 деятельности не ведут), на данный момент недокапитализировано от 230 до 350 (40 — 60% от общего количества; разброс объясняется методикой подсчета — для разных видов страхования разные требования по капиталу: 350 — если компания хочет сохранить все виды, 230 — если минимальный набор). Правда, на долю недокапитализированных фирм приходится всего от 5 до 9% премий собранных в первом полугодии 2011-го.

Из 51 компании, зарегистрированной на Урале, с недостатком капитала — от 23 до 34 (из них семь не ведут деятельности), на их долю приходится от 2,7 до 7,3% премий. Если говорить обо всех компаниях, действующих на Урале (независимо от места регистрации), картина будет следующей. Всего работает 183 компании, недокапитализированы — от 40 до 71, их доля в премиях — от 6 до 10%. Таким образом, в самом негативном случае Россия может потерять в количественном выражении половину страховых компаний, Урал — около 60%. Однако из-за высокой концентрации рынок этого практически не заметит.  

Отметим, компании не очень-то спешат увеличивать уставный капитал: низкая рентабельность (особенно малых компаний) не позволяет вкладывать деньги в этот бизнес. Несмотря на то, что новые требования утверждены в ноябре 2010 года (а в виде законопроекта они появились гораздо раньше), за последний год из 338 компаний с недостатком капитала его увеличили только 68 (при этом 36 не достигли необходимой планки в 120 млн рублей).

Видимо, «час икс» наступит в декабре 2011-го: карманным компаниям деньги дадут владельцы материнских предприятий, «схемотехники» будут решать, стоит ли игра свеч, а рыночным игрокам, как вариант, поможет объединение или продажа (правда, прецедентов крайне мало).

Талон на полис

Второе нововведение — изменения в закон об ОСАГО. Техосмотр привязывается к автогражданке, проводить его получат право только аккредитованные страховщиками предприятия. Получить полис без прохождения ТО станет невозможно, талоны техосмотра объединяются со страховым полисом.

 Эта мера вызвана исключительно проблемами, возникшими в московском регионе. Стоимость техосмотра в столице (690 рублей против 300 в Екатеринбурге) при значительно более высокой стоимости земли, аренды и нормочасов, делала этот бизнес нерентабельным, станций ТО было мало, что приводило к очередям. По словам президента некоммерческого партнерства «Безопасность движения, транспорт и экология» Якова Кузнецова, в Свердловской области количество точек проведения ТО вполне соответствовало парку автомобилей и проблем не было.

Новая схема, скорее всего, приведет к некоторому изменению каналов продаж ОСАГО, каско и ДСАГО. Раньше страхование было связано со сменой владельца, теперь — с прохождением техосмотра. Директор уральского регионального центра Ингосстраха Наталья Вагина:
«Введение закона вряд ли существенно повлияет на каналы продаж. Естественно, будут созданы точки в местах проведения ТО. Это связано с тем, что владельцы подержанных авто сначала должны будут проходить ТО, а только затем приобретать полис ОСАГО (раньше было наоборот), и клиенту удобнее сделать это в одном месте».

Сейчас львиная доля рынка ОСАГО на Урале приходится на Росгосстрах (43%, по каско — 19%, по ДСАГО — 38%), что объясняется широкой сетью, охватывающей малые города. С нового года другие компании имеют шанс потеснить монополиста.

Но для того, чтобы закон заработал, по мнению экспертов, необходимо принять около двух десятков нормативных актов, а также внедрить информационные системы тех­осмотра и ОСАГО, упомянутые в документе (после чего и полис, и техталон могут стать виртуальными). Пока непонятно, будет ли выгоден бизнес-техосмотр. Это зависит и от правил РСА, и от тарифов, регулируемых местными органами.

Страхование как стимул

Аналогичная ситуация складывается с третьим нововведением — обязательным страхованием опасных производственных объектов. Объем общестранового рынка оценен в 23 — 28 млрд рублей в год. Объем добровольных премий по итогам 2010 года составлял примерно 1,6 млрд рублей. То есть рынок потенциально увеличится в 15 раз, его доля в общем объеме страхования вырастет с нынешних 0,4 до 7%. На долю Урала, вероятно, придется 10% страхования ОПО в РФ.

Но опять-таки для того, чтобы закон заработал, необходимо принять множество подзаконных актов, а главное — определиться с тарифами и методикой страхования. Сегодня вокруг этого вопроса развернулась ожесточенная дискуссия. Производственники, например, не согласны страховать каждый объект отдельно (если пять котлов расположены рядом, почему их нельзя застраховать комплексно?) и называют тарифы завышенными. Наталья Вагина: «Предлагаемые тарифы рассчитаны так, чтобы владельцу опасного объекта было выгоднее провести модернизацию оборудования и уменьшить вероятность причинения вреда как людям, так и окружающей среде. Если тарифы приведут к реальной модернизации опасных объектов, цель закона будет достигнута».

Сомнений нет: закон с 2012 года заработает. Страховщики массово вступают в Национальный союз страховщиков ответственности (НССО, 14 из 16 крупнейших страховщиков ОПО на Урале уже это сделали). Уже сейчас очевидно, что заниматься этим видом будут только крупные операторы (взнос в НССО — 12 млн рублей, необходима лицензия на перестрахование, а это требует уставного капитала в 480 млн рублей). На обсуждение тарифов время еще есть.

Рейтинг крупнейших страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2011 года

Лидеры по сегментам страхования по итогам I полугодия 2011 года

Новости партнеров

«Эксперт Урал»
№38 (481) 26 сентября 2011
Безопасность гражданской авиации
Содержание:
На честном слове и на одном крыле

Главная причина увеличения количества авиакатастроф в России — отсутствие грамотной системы управления отраслью. За двадцать лет ее разрушили до такого состояния, что сегодня непонятно, с чего начинать восстанавливать

Реклама