У кого есть шанс

Тема недели
Москва, 31.10.2011
«Эксперт Урал» №43 (486)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала на сайте проект расписания ЕГЭ на 2012 год. От того, насколько успешно будут сданы экзамены, теперь зависит судьба многих российских вузов. На прошлой неделе министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что качество вузов будет оцениваться именно по результатам ЕГЭ, с которыми поступили в университеты вчерашние школьники. Изменятся и принципы финансирования: вузы станут получать деньги не в виде сметы, а субсидиями. Логика Минобра проста: если в вуз не идут сильные абитуриенты, зачем его финансировать из бюджета.

О каких учебных заведениях идет речь? О тех, куда абитуриенты поступали с 90 баллами за три экзамена (напомним: 100 баллов можно получить за один). Получается, что они знают школьные предметы на три с минусом. По данным Минобра, фактически провалили приемную кампанию Московский государственный текстильный университет им. Косыгина, Курганский госуниверситет и некоторые другие вузы, где почти не было заявлений от высокобалльников. В том же ряду — филиалы вузов (их более тысячи в стране), где, по мнению Фурсенко, не учат, а дипломами торгуют: «Вуз, у которого есть слабые филиалы, при новых подходах к выделению средств поставит себя под удар, финансирование-то коснется не филиалов, а вуза в целом. Филиал набрал троечников — вуз недосчитается сотен тысяч рублей».

Под ударом, согласно рейтингу НИУ ВШЭ по качеству приема в 2011 году, окажутся не только отдельные вузы, но и целые отрасли, например авиация и морская техника. Так, по специальности «Авиационные системы (эксплуатация)» из 15 вузов, которые принимают студентов на это направление, десять зачислили к себе молодых людей, не набравших 50 баллов за один предмет. Особо здесь отличились Морской госуниверситет им. адмирала Невельского во Владивостоке (зачислен первокурсник с 35 баллами по одному предмету) и Волжская госакадемия водного транспорта в Нижнем Новгороде (балл ЕГЭ самого слабого зачисленного — 36). Такая же проблема и в других инженерных специальностях. Например, в группе «Технологические машины и оборудование» всего пять вузов имеют средний балл поступивших выше 70. А всего по этому направлению принимают 85 вузов. Большая часть из них имеет средний балл поступивших по ЕГЭ меньше 55. Бюджетного финансирования определенно не лишатся примерно 45 вузов-лидеров: из них 16 — медицинских, 15 — экономических, восемь — технических, по два — нефтегазовых и архитектурно-строительных, шесть — классических университетов.

Как быть отстающим? Профильным вузам с невостребованными сегодня специальностями конкурировать с медицинским и юридическим университетами бессмысленно. Остается популяризировать профессии (это задача даже не вузов, а, скорее, государства) и надеяться на бюджетные дотации. В обратном случае ряд технических специальностей мы больше готовить не будем.

Инструменты общеизвестны — повышение качества образовательного продукта, увеличение исследовательской составляющей, рост числа иностранных студентов и преподавателей, участие в международных программах и рейтингах, повышение цитируемости научных работ профессорского состава. Но и этого может быть недостаточно. Потому что в глазах будущих приобретателей образовательных услуг главный показатель успешности вуза — востребованность выпускников на рынке труда. Здесь ситуация разнится в зависимости от региона. Кто скажет абитуриентам и их родителям, нужны будут через пять лет в Свердловской области машиностроители, а в Курганской — агрономы? Вероятно, региональные власти. Именно они занимаются экономическим планированием и пытаются прогнозировать ситуацию. Есть от них посыл? Далеко не от всех. Каковы тогда гарантии трудоустройства? Никаких. А раз так, то мы скорее по привычке пойдем в юристы-экономисты.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №43 (486) 31 октября 2011
    Конкурентоспособность вузов
    Содержание:
    Куда пошли учиться

    Второй год действия ЕГЭ, дно демографической «ямы» и переход в 2003 году средних школ Свердловской области на одиннадцатилетку — прекрасный бесплатный социологический эксперимент для определения предпочтений уральских абитуриентов в отношении вузов и перспективных направлений подготовки

    Реклама