Ведущие рейтинги вузов

23 января 2012, 00:00
  Урал

Цель самого известного академического рейтинга университетов мира — Шанхайского (//www.arwu.org) — определение, в каких вузах-лидерах необходимо учиться молодым китайцам за государственный счет. Шанхайский рейтинг — самый престижный в мире, он отражает сумму достижений вуза за всю его предыдущую историю.

В этот рейтинг входят только два российских вуза — МГУ и СПбГУ. Перспективы прочих можно оценить по числу публикаций, отраженных в индексе цитирования Web of Knowledge компании Thomson Reuters. Без существенного увеличения динамики числа публикаций российских университетов до 2020 года рейтинг пополнится только одним вузом.

Для вхождения в Шанхайский рейтинг в 2011 году необходимо было набрать не менее 60 баллов (расчет на основе данных по источникам составления рейтинга). Две трети баллов вузы, расположенные в последней сотне рейтинга, получают за счет числа публикаций (около 50 публикаций в 2011 году давали один балл). Если предположить, что вуз, имеющий более 2 тыс. публикаций в год, может обеспечить набор остальной трети баллов, то скорость роста числа публикаций вузов сохранится и будет линейной. Если также предположить, что порог вхождения в рейтинг не изменится, то можно рассчитать год вероятного появления вуза в рейтинге.

В таблице приведен список, в который вошли вузы, число публикаций которых больше 10% от числа публикаций СПбГУ (исключения — НИУ ЮУрГУ и НИУ ВШЭ — лидеры скорости роста числа публикаций за 2005 — 2010 годы), с указанием их прогнозного года вхождения в рейтинг (по расчетам автора). В срок, заявленный в программе развития вуза, укладывается только новосибирский университет.

Второй по значимости рейтинг QS-THES в 2010 году разделился на два: QS World University Rankings (//www.topuniversities.com), который составляется группой Quacquarelli Symonds (QS), и THE World University Rankings (THE), составляемый газетой The Times. Оба ориентированы на привлечение иностранных студентов, прежде всего из стран Азии, для обучения в европейских университетах. Результаты рейтинга британских вузов по версии THE используются правительством Великобритании каждый год для изменения суммы финансирования университета.

Особенностью QS является экспертный опрос с преобладанием в числе экспертов европейских преподавателей и работодателей, чем и обусловлено превалирование в рейтинге европейских университетов. С увеличением числа экспертов из других регионов мира распределение университетов, вошедших в рейтинг по регионам, будет похоже на два остальных рейтинга.

Составители THE основной упор сделали на измеримые показатели развития вуза с отслеживанием их динамики за последние 5 — 10 лет. Расширение числа вузов, входящих в рейтинг, с 200 до 400 позволило войти в него двум национальным вузам России: МГУ (276 — 300 место) и СПбГУ (351 — 400).

Особенность всех рейтингов — сбор данных о вузе только из внешних по отношению к нему источников, что делает невозможным манипулирование информацией с целью «нагнать» место в рейтинге. Основные факторы известности вуза в мировом академическом сообществе — число упоминаний вуза при опросах представителей академического сообщества и работодателей; нобелевские премии или их эквиваленты, полученные сотрудниками и выпускниками; научная продуктивность; число цитирований работ ученых вуза, отнесенное к численности сотрудников; результаты опроса работодателей и ученых; результаты выдачи поисковых систем.

В последние годы в университетском сообществе усиливается критика результатов, представляемых рейтингами. Критика может быть разделена на три группы: неприятие результатов рейтинга, исследование воспроизводимости результатов и указание на то, что развитие элитного образования не может поднять общий уровень остальных университетов. Наиболее четко и последовательно позиция против увлечения развитием элитных университетов отражена в статье «GLOBAL: Do rankings promote trickle down knowledge?» (русский перевод //www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=41637), написанной Эллен Хезелкорн, вице-президентом, деканом Graduate Research School, главой Центра изучения политики в области высшего образования Dublin Institute of Technology, автором книги Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for World-Class Excellence (2011).