Романс финансовой аренды

Спрос на технику и оборудование позволяет рынку лизинга наращивать обороты. Главные вызовы года — общеэкономическая ситуация, ужесточение конкуренции в связи с выходом на розничный рынок государственных лизинговых операторов и сокращение доступа к банковскому финансированию

Фото: Андрей Порубов

Как показали расчеты АЦ «Эксперт-Урал», сделанные на основе данных компаний, принявших участие в рейтинге по итогам первого полугодия-2012, объем новых сделок на рынке лизинга составил 16,2 млрд рублей против 10,6 млрд рублей за тот же период годом ранее. Число заключенных сделок достигло 4940 (прирост — более 835 или 20,3%). Совокупный лизинговый портфель увеличился на 68% (свыше 30 млрд рублей), а суммарная стоимость оборудования по новым заключенным сделкам — на 48% (8,3 млрд рублей).

Напомним, что в прошлом году отрасль продемонстрировала феноменальные темпы восстановления — 80%, в связи с чем эксперты заговорили об исчерпании эффекта низкой базы: в лучшем случае аналитики рынка закладывали годовой рост в 30%, и то при наличии ряда крупных сделок, как правило, существенно меняющих статистику. 

— Факторами роста стали стабилизация в экономике, доступность финансирования. Также следует отметить улучшение финансового состояния лизингополучателей, что позволяет предприятиям активно внедрять инвестиционные программы по приобретению и модернизации оборудования, транспортных средств, спецтехники, — отмечает Алексей Биушкин, финансовый директор компании «Эксперт-Лизинг» (объем нового бизнеса компании вырос на 85,2% по сравнению с первым полугодием прошлого года).

Спецтехника идет

На территории Урала и Западной Сибири первое место по объемам нового бизнеса традиционно держит Свердловская область (28,4%), за ней — Челябинская область (24,8%), на третьем месте — Тюменская (16,7%). Иначе распределены позиции по динамике прироста: безусловный лидер — Тюменская область (179%), затем с большим отрывом следуют Удмуртия (41,4%) и Свердловская область (32,6%).

Сегментами-лидерами по объему заключенных сделок в регионе по итогам работы в первом полугодии 2012 года остаются грузовой и легковой автотранспорт, а также строительная техника: 34,3%, 26,0% и 9,3% соответственно. «Потребности отечественной экономики в обновлении изношенных основных фондов все еще высоки, а значит, спрос на лизинговое финансирование сохраняется. На мой взгляд, опережающими темпами будет расти лизинг спецтехники, но драйверами рынка лизинга станут железнодорожный подвижной состав, а также автомобильный транспорт и авиатехника, активно передаваемая в лизинг в рамках государственных программ, направленных на стимулирование обновления авиапарков», — считает генеральный директор Национальной лизинговой компании Геннадий Белоусов.

Большинство участников нашего рейтинга считают, что тенденция первого полугодия сохранится: «Осенью и в начале зимы активность бизнеса увеличивается, драйверами в этот период выступают промышленность, транспортные компании. Ну и по традиции, это время обновить легковой автомобиль», — предполагает исполнительный директор компании Ураллизинг Ольга Пермякова.

Риски и вызовы

Между тем, несмотря на наличие спроса и объективную потребность предпринимателей в развитии, перед лизинговой отраслью стоит несколько угроз. В первую очередь внешняя. «Неопределенность на финансовых рынках, в экономике нашей страны может привести к сокращению объемов финансирования лизинговых компаний и снижению спроса со стороны клиентов», — прогнозирует заместитель директора компании Челиндлизинг Артем Мякшун.

Безусловно, в этой связи не добавляет уверенности и неразрешенная коллизия в национальном законодательстве, связанная с возможной отменой ускоренной амортизации на предмет лизинга, что может снизить привлекательность этого инструмента в сравнении с кредитом. Дискуссия до сих пор не завершена, и понимания, в какую сторону она будет развиваться, у участников рынка нет. 

Вторая угроза — изменение характера конкуренции. Мы уже отмечали, что в розничный сегмент активно пошли лизинговые компании с государственным участием (см. «На чужом поле», «Э-У» № 12 от 26.03.12). Это можно рассматривать как позитивный факт: борьба за клиента приводит к росту качества сервиса. Но эта борьба способна обернуться и снижением уровня риск-менеджмента: в погоне за долей рынка компании будут ослаблять критерии оценки платежеспособности клиентов, что в будущем может привести к ухудшению качества активов лизинговых компаний. Алексей Биушкин видит выход в поиске частными лизинговыми компаниями новых ниш: «Необходимо пропагандировать преимущества лизинга среди предприятий и отраслей, где он еще недостаточно развит, например в альтернативной электроэнергетике и энерго­сберегающих технологиях, пищевой промышленности, малотоннажной химии, производстве электронных компонентов. На мой взгляд, внутренние предпосылки для дальнейшего активного внедрения лизинга в этих отраслях хорошие, так как у них сохраняется потребность в модернизации основных средств». Евгений Пицик, региональный директор CARCADE Лизинг по региону Урал, повышение конкурентоспособности частных лизинговых компаний связывает с развитием сервисных решений: «Предпринимателям нужно своеобразное “единое окно”, предоставляющее возможность воспользоваться всеми услугами быстро, они предпочитают решения под ключ, которые позволяют экономить собственные ресурсы. С учетом этих обстоятельств мы в августе в уральских представительствах ввели новый финансовый продукт — в рамках единого договора финансовой аренды предприниматели могут под брендом CARCADE получить целый спектр сервисных решений, включая подготовку транспорта к эксплуатации, подбор страхового решения, а также техническое обслуживание на дорогах».

Наконец, самая главная проблема для отрасли связана с доступом к финансированию. Как известно, в источниках финансирования лизинговых сделок доминирует банковское кредитование: по данным нашего исследования, его доля в профинансированных средствах составляет 63,8%. Однако среди участников рейтинга появились компании, которые полностью или частично отказались от банковских кредитов и перешли на использование заемных средств юридических лиц или собственных средств. Связано это прежде всего с регуляторными изменениями в банковской сфере. С 1 июля этого года вступила в силу новая инструкция ЦБ (№ 110), которая внесла изменения в порядок расчета норматива достаточности капитала банков (подробнее см. «Методом ковровой бомбардировки», «Э-У» № 34 от 27.08.12). Теперь в отношении значительной части заемщиков банки будут вынуждены применять повышенные коэффициенты риска, что делает финансирование этих клиентов невыгодным. Исключение составляют предприятия, занесенные в список стратегических, оборонно-промышленный комплекс, а также компании, имеющие определенный уровень рейтинга. Естественно, банки будут отказываться от работы со значительной частью корпоративной клиентуры, так как ее кредитование может привести к снижению норматива достаточности капитала, и переносить центр кредитной активности на физических лиц. Кроме того, ЦБ предполагает ужесточить критерии отнесения ссуд к разным категориям качества. В этой ситуации банки, вероятнее всего, будут требовать у лизинговых компаний наличия кредитного рейтинга, и если лизинговые операторы не хотят снижать объемы банковского финансирования, им придется готовиться к этой процедуре. 

Методы и информация

Рейтинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА» и основан исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями за подписью руководителя и печатью организации. Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данные.

В рейтинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории Урало-Западносибирского региона (в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах), а также филиалы компаний, зарегистрированных за пределами региона, но ведущие в нем деятельность.

Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключенным на территории Урало-Западносибирского региона. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе.

Основным критерием ранжирования участников в списке является объем нового бизнеса. Сумма лизингового портфеля (платежей к получению) использована в качестве дополнительного показателя: в рейтинге отдельно указаны позиции компаний по портфелю.

Основные термины

Объем нового бизнеса (реальные новые сделки) — объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга или получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) — наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.