Туризм: гори, гори ясно

Алексей Белоусов
10 июня 2013, 00:00

Ростуризм еще не опубликовал свежую статистику (плюс, по мнению многих участников рынка, она некорректно отражает состояние рынка), поэтому мы попросили Сергея Бузько описать основные направления наступающего сезона.

— Из России выезжает за границу на отдых не более 8 — 10% платежеспособного населения. Растет частота поездок, доля тех, кто путешествует два раза в год и чаще. Поражающие цифры показывают круизы — в начале года некоторые компании фиксировали увеличение спроса до 47% по сравнению с началом предыдущего. В первую очередь речь идет о Средиземноморье, США, Латинской Америке. По европейским направлениям, если считать заявленные емкости, по итогам четырех месяцев рост из Екатеринбурга составил около 15%. Но не надо обольщаться. Дождемся конца лета и посмотрим не столько на количественный результат операторов, сколько на финансовый, поскольку по ряду направлений предложение превышает спрос (подробнее см. «Демпинг. Данциг. Лейпциг», «Э-У» № 7 от 18.02.13. — Ред.). К тренду, который удивил лично меня, можно отнести увеличение интереса туристов к странам СНГ. Недавно прилетел из Киргизии: отдохнуть в районе Иссык-Куля можно дешевле Карловых Вар и даже наших санаториев.

— Рентабельность туроператоров формируется в среднем по сезону, поэтому горящие туры на некоторые заезды в начале сезона вовсе не гарантируют, что цены будут убийственно низкими весь год, — комментирует ценовые ожидания директор компании «Ява-Тур» Олег Аксельрод. — Рассчитывать на горящий тур можно, но как на удачный случай. И надо знать, в какие страны и когда они бывают. Изумление вызывает клиент, просящий в мае «горящий тур на август». В выборе туров, бронировании — один совет. На рынке есть профессионалы, которые ориентируются в тенденциях и ценах на рынке. Есть компании, которые работают десятки лет. Последний случай с «Розовым пеликаном» (в конце мая туристы из Екатеринбурга не смогли улететь на отдых, потому что компания не перевела деньги операторам. — Ред.) показывает — те, кто стремятся к излишней экономии, рискуют всем. Люди почему-то готовы платить за труд хорошего врача, повара в добротном ресторане, парикмахера и так далее. Только в организации отдыха эти принципы отметаются, и огромные деньги зачастую доверяются компаниям и людям не вызывающим доверия, когда они сулят экономию.

Из позитива, вызвавшего немало дискуссий: с мая 2013 года все туроператоры обязаны, помимо обеспечения финансовой гарантии, входить в ассоциацию «Турпомощь». Она аккумулирует средства взносов для моментального реагирования на проблемы туристов в случае банкротства оператора.